www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Страницы истории: (Первый набор / Становление училищ) | Суворовские традиции и поиски нового: (Совершенствование процесса обучения и воспитания / Результаты) | Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища

Становление училищ

Офицеры и преподватели в свойе работе руководствовались Положением о суворовских военных училищах. Этот документ определял цели и задачи училищ, организацию жизни, быта, учебы, правила внутреннего распорядка и поведения суворовцев, обязанности должностных лиц. Но на все вопросы, выдвигаемые жизнью, он ответов, дать не мог. А вопросов было много.

Как прививать воспитанникам любовь к армейской службе, как воспитывать у них чувство воинского долга, мужество, смелость, коллективизм и другие моральные качества? Что главное в воспитательной работе и с чего начинать? Чтобы овладеть искусством обучения, воспитания, офицеры, преподаватели сами многому учились, занимались поиском новых методов работы. Читали учебники по педагогике, анализировали опыт школы, знакомились с материалами из жизни кадетских корпусов, спорили, советовались.

Большую помощь командованию и преподавателям училищ оказали советы Михаила ивановича калинина, этого выдающегося государственного деятеля, всесоюзного старосты.10 мая 1944 года М. И. Калинин принял заместителей начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе. Выступая перед ними, Михаил Иванович дал много ценных практических советов. Определяя цели и назначение суворовских военных училищ, он говорил о необходимости идейно-политического воспитания суворовцев, о выработке у них твердых убеждений, высокой политической сознательности. «Наша задача, — отметил М. И. Калинин, — создать советского гражданина, воспитать человека жизнедеятельного, по-настоящему советского, сознательно борющегося за советскую жизнь». Но эта «задача не ограничивается созданием просто советского гражданина. Вы ведь обязаны создать нового советского военного человека».

Михаил Иванович Калинин назвал качества, присущие этому новому советскому человеку: преданность Родине, социалистическому строю, безукоризненная честность, храбрость, физическая выносливость, натренированность, способность показывать во всем пример своим красноармейцам. Говорил он и о необходимости чуткого подхода к воспитанникам. Большинство из них — дети погибших фронтовиков, и надо «сделать так, чтобы они не чувствовали себя заброшенными… Нужно подумать о том, чтобы детям обеспечить отеческую заботу».

Большое внимание Михаил Иванович уделил вопросам политического воспитания суворовцев. Он рекомендовал проводить эту работу на конкретных примерах из окружающей жизни, но с учетом возраста воспитанников, то есть на примерах, понятых и доступных им. Далее Михаил Иванович остановился на вопросах воспитания военных традиций. Эти «традиции тоже надо воспитывать на конкретных примерах. Скажем, на истории войн. Вы захотите привить ребятам уважение к героическому. Если не будете просто говорить о геройстве — это до ребят не дойдет. А вы приведите какой-нибудь исторический эпизод, где русские солдаты проявили самоотверженно защищали Родину, а потом уже расскажите, почему они так дрались. Тогда ваша мысль будет облачена конкретностью, и ребята легко воспримут».

Когда в 1944 году открылись ещё шесть суворовских военных училищ, их офицерам и преподавателям было уже легче: перед ними стояли более четкие задачи, имелся уже определенный опыт обучения и воспитания суворовцев. Большую работу по распространению этого опыта проводили Управление военно-учебными заведениями Красной Армии и созданный при нем отдел суворовских военных училищ. Они стремились, чтобы этот опыт стал достоянием офицеров и педагогов всех суворовских военных училищ.

Управление в те годы возглавлял генерал-лейтенант В. И. Морозов. Он много внимания уделял подбору и воспитанию кадров училищ, организации и проведению учебно-методических сборов преподавателей и командиров рот, пропаганде передового опыта по обучению и воспитанию воспитанников училищ.

По его инициативе с 1946 года начал издаваться «Военно-педагогический сборник», в котором выступали ученые с рекомендациями по вопросам воспитания суворовцев, выработки у них качеств, необходимых будующему офицеру, офицеры и преподаватели училищ — с обобщением передового опыта, работники центрального аппарата Министерства Обороны — с анализом работы училищ и методическими рекомендациями.

В последующем работу училищ регулярно проверяли и оказывали им помощь начальники Управления военно-учебных заведений Сухопутных войск.

Отдел по руководству суворовскими военными училищами в 40–50-е годы возглавляли генерал-майоры Н. С. Никитченко, М. Н. Клешнин, Д. И. Загребин. Начальники и офицеры отдела часто выезжали в училища для изучения хода учебного процесса, состояния воспитательной работы и вместе с постоянным составом намечали меры по улучшению учебно-воспитательной работы.

Несомненно, что «лицо» каждого училища определялось и деятельностью начальника училища и его заместителей, как основных организаторов учебно-воспитательной работы. В дни войны и в послевоенные годы в училища направлялись генералы с большим боевым и жизненным опытом, склонные к военно-педагогической деятельности. Многие годы жизни, богатый опыт, знания, своё сердце отдали они своим воспитанникам, по-отечески заботясь об их образовании, воспитании, бытовом благополучии.

В разработке содержания и методики работы с суворовцами большую роль сыграли начальники учебных отделов. Как правило, это были офицеры-фронтовики, люди с педагогическим образованием и большим жизненным опытом.

В становлении суворовских военных училищ как военно-учебных заведений нового типа, идейно-политическом воспитании, организации марксистско-ленинской подготовки офицеров и преподавателей большую роль сыграли воспитательные отделы. Начальники воспитательных отделов добивались боевитости, принципиальности партийных и комсомольских организаций в решении всех вопросов, стоявших перед училищеми. Они чутко и внимательно относились к людям, воспитывая их личным примером самоотверженного отношения к выполнению своего служебного долга, проявляли отеческую заботу о суворовцах, помогали офицерам и преподавателям воспитывать их в патриотическом духе, готовить к службе в армии.

Пути наиболее эффективногорешения задач по воспитанию будующего военного человека были найдены не сразу. С самого начала работы училищ было очевидно, что жизнь воспитанников должна строиться по воинскому образцу, но в тоже время с учетом их возрастных особенностей. Распорядок дня, различные построения, обращение к командирам — все в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Немаловажным фактором воинского воспитания являлась военная форма одежды. Она приучала ребят к строевой подтянутости, аккуратности, напоминала о принадлежности к армии.

На занятиях по военной подготовке суворовцев знакомили с уставными требованиями, а в повседневной жизни учили их выполнять. Суворовцы занимались также строевой подготовкой, изучали стрелковое оружие. Стреляли из него, учились ездить верхом, а впоследствии водить автомобиль. Игры во внеклассное время носили военно-прикладной характер. Была издана специальная книга «Игры суворовцев на местности».

В формировании суворовца как военного человека немалую роль играли общеобразовательные предметы. Офицеры, преподаватели хорошо понимали, что обучение и воспитание должно иметь военно-патриотическую направленность. Учебники и учебные пособия не давали достаточно конкретного материала для проведения такой работы, и надо было во многом самостоятельно решать эту задачу. Многое сделали в этом плане старшие преподаватели. Будучи отличными преподавателями, они подбирали такой учебный материал, кторый был ценен с точки зрения воинского, патриотического воспитания суворовцев, состовляли специальные тексты диктантов, примеры.

Офицеры-воспитатели, преподаватели не только заботились о том, чтобы их питомцы получили глубокие и прочные знания, но и стремились привить суворовцам интерес к будующей военной службе, выработать у них уже качества, которые необходимы будующему офицеру. На любом уроке, будь то литература, история или физика, учебный материал излагался так, чтобы воспитывать суворовцев в патриотическом духе, прививать им интерес к будующей офицерской службе.

На уроках истории, подробно разбирались походы А. В. Суворова, изучалась биография великого полководца. При освещении этих тем использовалась художественная литература, демонстрировались репродукции с полотен, воспроизводящих русских чудо-богатырей.

Глубокая идейность, целенаправленность, тесная связь учебного материала с жизнью были характерны для уроков русского языка и литературы.

На уроках опытных педагогов суворовцы горячо говорили о смелости, чувстве долга, о качествах, которыми должне обладать военный человек.

На уроках физики преподаватели, объясняя физические законы, предлагали для решения задачи военно-прикладного характера. Например, из истории Великой Отечественной войны известно, насколько трудными были переправы через реки в боевых условиях. Суворовцам давались задачи о грузоподъемности малой надувной лодки, возможностях использования подручных средств. Задачи военно-прикладного характера суворовцы решали и на уроках математики. Этот опыт используется педагогами и воспитателями училищ и сегодня.

[ Продолжение ]

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System