www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6284
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Страницы истории: (Первый набор / Становление училищ) | Суворовские традиции и поиски нового: (Совершенствование процесса обучения и воспитания / Результаты) | Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища

Совершенствование процесса обучения и воспитания

К середине 50-х годов обучение детей лиц, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в основном было закончено. Они выросли, получили необходимое воспитание и образование. Принцип комплектования суворовских военных училищ изжил себя. В связи с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР в мае 1956 года приняли постановление « О порядке приема в суворовские и нахимовское училища». В нем отмечалось, что суворовские училища сыграли крупную роль в устройстве, обучении и воспитании детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, и ныне являются одним из основеых источников пополнения офицерских кадров.

Согласно постановлению в суворовские военные училища стали приниматься дети военнослужащих, офицеров, генералов и адмиралов, а также рабочих, колхозников, служащих, годные по состоянию здоровья к военной службе, в возрасте не менее 11 лет, окончившие четыре класса семилетней или средней школы.

Если раньше в суворовские училища принимались ребята независимо от состояния здоровья и вследствие этого некоторые из них не смогли в дальнейшем служить в армии, то теперь стали приминать только здоровых мальчиков, способных по окончании суворовского, а затем военного училища нести армейскую службу на офицерских должностях. В это же время в постановлении отмечалось, что Министерство обороны СССР возлагается дальнейшая забота о детях, родители которых погибли, защищая Советскую Родину.

В это время был разработан ряд мер по дальнейшему улучшению подготовки суворовцев как будующих офицеров. Одна из этих мер — увеличение в учебном плане часов (до двух тысяч) для занятий иностранным языком, с тем чтобы суворовцы могли приобрести навыки свободного владения одним из языков — немецким, английским или французским. Для проведения занятий по иностранным языкам подбирались опытные преподаватели, на должности офицеров-воспитателей назначались офицеры, владеющие иностранным языком. Для каждого класса были изданы специальные учебники. В училищах создавались лингафонные кабинеты, позволяющие интенсивнее развивать навыки разговорной речи. В старших классах ввели курс военного перевода.

Прошло некоторое время, и в войска стали приходить офицеры, которые практически владели одним из иностранных языков.

В 1958 году был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главной задачей школы стала подготовка учащихся к жизни, к общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам общества.

Задачи по совершенствованию процесса трудового воспитания встали и перед офицерско-преподавательским составом суворовских военных училищ. В училищах был проведен ряд мероприятий, направленных на укрепление связи обучения и воспитания с современностью.

В 1959 году в армейской печати проходила дискусия по вопросам воспитания суворовцев. Она также способствовала усилению политико-воспитательной работы в училищах, совершенствованию процесса трудового и воинского воспитания суворовцев. На основании предложений, высказанных в ходе дискуссии, командование училищ наметило конкретные меры по улучшению воспитательного процесса в них.

Суворовцы старших классов в летний период стали направляться в войсковые учебные центры для освоения программы по предметам военной подготовки, знакомства с боевой техникой, жизнью и бытом войск. Для всех суворовцев в зависимости от их возраста были определены виды труда по самообслуживанию.

Уборка спальных и классных помещений, территории училища, работа на кухне и в столовой, заготовка для училища картофеля и овощей, изготовление наглядных пособий, ремонт мебели и казарменного имущества, уход за боевой техникой — вот далеко не полный перечень работ, к которым стали привлекаться суворовцы в целях их трудовой подготовки. Командование училищ, педагоги, воспитатели стремились так строить процесс обучения суворовцев, чтобы труд стал для них повседневной обязанностью, привычным делом.

Работа по обучению и воспитанию суворовцев требовала от офицеров и преподавателей хорошей военной и педагогической, широкой эрудиции, умения тесно увязывать учебный материал с целями и задачи воспитания суворовцев. Для совершенствования подготовки офицеров и преподавателей, обмена опытом Управление военно-учебных заведений периодически проводило учебно-методические сборы начальников учебных отделов, командиров рот и старших преподавателей суворовских военных училищ. На таких сборах читались лекции по педагогике, психологии, эстетике, школьной гигиене, обсуждались актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса в училищах, проводились семинарские занятия по вопросам политического, нравственного и воинского воспитания суворовцев, открытые уроки и т.д.

Польза таких сборов была несомненна. Но жизнь показала, что командиры суворовских рот и офицеры-воспитатели, приходящие в училища из войск, нуждаются в более глубоком совершенствовании педагогических знаний, в изученииметодики воспитательной работы с суворовцами. В 1959 году начинают работать военно-педагогические курсы переподготовки командиров рот и офицеров-воспитателей суворовских военных училищ. В начале курсы размещались на базе Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР, затем были переведены в Ленинград и работали при Ленинградском суворовском военном училище.

Учебный план курсов включал такие дисциплины, как марксистско-ленинская подготовка, общая и военная педагогика, общая и военная психология, основы анатомии и физиологии человека, школьная гигиена, эстетика, методика воспитательной работы, военная подготовка и её методика, физическая подготовка. Для чтения лекций и проведения семинарских занятий на курсах привлекались видные ученые из вузов города, офицеры политического управления Ленинградского военного округа, преподаватели Ленинградского высшего общевойскового командного училища имени С. М. Кирова.

Слушатели курсов получали высокую теоретическую подготовку, особенно по вопросам педагогики и психологии. Приобретали они и практические навыки ведения воспитательной работы — в соответствии с учебным планом слушатели проводили в Ленинградском суворовском училище политинформации и беседы, читательские конференции и диспуты, обсуждение кинофильмов, спектаклей и т.д.

После расформирования курсов работа по совершенствованию военных и педагогических знаний офицеров и преподавателей была возложена на начальников суворовских военных училищ.

В 60-е годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ. Часть их стала школами-интернатами. Последние перешли в ведение Министерства просвещения РСФСР. В оставшихся суворовских военных училищах были изменены сроки обучения и порядок комплектования. С 1963/64 учебного года перешли трехлетний срок Казанское, Калининское, Свердловское училища, а с 1964/65 учебного года — Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Уссурийское и Кавказское.

В училища стали принимать юношей в возрасте 15–16 лет, успешно закончивших восемь классов школы. Если раньше военную профессию для детей избирали родители, то теперь школьники, заканчивая восьмилетку, сами сознательно выбирали для себя офицерскую профессию как дело всей жизни.

Училища с трехлетним сроком обучения занимались по программам старших классов средней школы. К моменту выпуска суворовцы приобретали навыки свободного владения одним из иностранных языков, получали хорошее физическое развитие.

Когда средняя школа вновь перешла на 10-летний срок обучения, возник вопрос о сроках обучения и суворовцев. В 1969 году принимается решение о переходе училищ на двухлетний срок обучения. В программы были внесены соответствующие изменения.

Перед школой, а следовательно, и перед суворовскими училищами жизнь ставила новые задачи. В 1977 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учашихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Оно выдвигало требование «укрепить единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее увязывать с жизнью, практикой коммунистического строительства». Перед преподавателямии воспитателями училищ острее встали задачи по формированию у воспитанников беззаветной преданности Родине, готовности к защите Отечества».

[ Продолжение ]

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System