www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6284
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Страницы истории: (Первый набор / Становление училищ) | Суворовские традиции и поиски нового: (Совершенствование процесса обучения и воспитания / Результаты) | Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища

Становление училищ (продолжение)

Как уже отмечалось, в училищах работало много офицеров, прибывших с фронтов. Они давали своим воспитанникам необходимые первоначальные знания по военной подготовке, развивали у них интерес к будующей военной профессии, стремление посвятить свою жизнь службе в Армии. Проводя занятия, офицеры знакомили суворовцев с героическими эпизодами Великой Отечественной войны. На занятиях по тактической подготовке они создавали обстановку, которая требовала от обучаемых проявления инициативы, дисциплинированности, смелости, умения преодолевать трудности.

От конца шестого урока до начала самоподготовки суворовцы были свободны, но работа с ними не прекращалась и в эти часы. В это время они находились под наблюдением офицеров-воспитателей, которые стремились , чтобы ребята проводили его разумно, с пользой, чтобы и в эти часы продолжалось воинское и нравственное воспитание суворовцев. Учебная работа дополнялась внеклассными мероприятиями. Это читательские конференции по книгам, посвященным теме войны, экскурсии по памятным и историческим местам, в музеи, воинские части, на предприятия, тематические вечера, просмотр военных кинофильмов, встречи с выдающимися советскими военачальниками, работа красных следопытов по сбору материалов о героях гражданской и Великой Отечественной войн. Проводились военные и спортивные игры, состязания, занятия в военных кружках. Много времени отводилось общественно полезному труду.

Младшие ребята любили военные игры, и офицеры охотно проводили их, понимая, что в процессе игр, как и на занятиях по тактике, у ребят развиваются инициатива, способность самостоятельно принимать решение, смекалка, умение применяться к местности. На военных занятиях и при проведении игр воспитывались также чувства дружбы, воинского товарищества, взаимной выручки.

Со старшими практиковались стрелковые и военно-прикладные состязания. Это бег, стрельба, переноска «раненого», плавание, преодоление полосы препятствий.

Всем запоминались строевые прогулки по городу. Впереди оркестр, а за ним поротно суворовцы с командирами впереди. Немало времени занимали тренировки к военным парадам. В 1945 году юные суворовцы участвовали в Параде Победы на Красной площади в Москве, и с тех пор они ежегодно проходят мимо Мавзолея, стараясь не уступать старшим в строевой выправке.

Строевая подготовка, участие в парадах, строевые прогулки — все это важные моменты формирования будующего военного человека. Офицеры, педагоги стремились, чтобы ребята читали больше книг о великих русских и советских полководцах, подробно рассказывали им об Александре Васильевиче Суворове, говорили им, что имя великого полководца, которое носят училища, это символ чести, доблести и славы русского оружия, патриотизма и беспредельной преданности Родине. В рассказах подчеркивалась страсть Суворова к военному делу с детских лет, его упорное стремление к расширению и углублению военных знаний. Суворов считал, что обязан иметь самые широкие, разносторонние познания по всем вопросам военного дела. Вместе с тем он много читал и художественной литературы, изучал иностранные языки, интересовался различными науками.

Уже будучи крупным военачальником, А. В. Суворов изучил военно-инженерное дело, а когда в его подчинении оказались военно-морские силы, начал изучать военно-морское дело и даже сдал специальные экзамены на мичнама. Суворов мог быстро принять правильное решение в любых сложных условиях и требовал, чтобы и подчиненные стремились к этому.

Рассказы об А. В. Суворове вызывали у ребят гордость за принадлежность к суворовскому военному училищу, рождали желание упорнее готовиться к будующей офицерской профессии.

Много дел у офицера-воспитателя. Надо помочь комсомольскому бюро взвода провести намеченное мероприятие, побеседовать с преподавателями и узнать, как прошли уроки, поговорить с ребят: один не написал домой письмо, другой получил двойку по контрольной, третий нетактично вел себя в столовой. Офицеры, успешно сочетая обучение по военным предметам с воспитанием, своим поведением давали суворовцам наглядный пример исполнительности, ревностного отношения к выполнению служебного долга, постоянной тяги к знаниям, культуре.

Как часто представители той или иной профессии говорят о трудностях своего дела! Непросто плавить металл, выращивать хлеб, зимовать на льдах Арктики и Антарктики. Но не легок и хлеб воспитателя, преподавателя. Ибо трудно постичь человеческий характер, тем более мальчишеский, подобрать ключ к сердцу каждого воспитаника.

В первую очередь должна быть общая требовательность. Ни одного проступка не оставлять незамеченным. Вести индивидуальную работу с каждым суворовцем, опираться на актив.

У преподавателей свои заботы. Надо так изложить программный материал, чтобы вызвать интерес к нему. Только тогда ребята хорошо его усвоят. Для этого надо уметь владеть вниманием класса, добиваться, чтобы на уроках была отличная дисциплина.

Вот наконец наступила долгожданная и радостная пора — время первых выпускных экзаменов. Проходили они в торжественной обстановке, в присутствии представителей органов народного образования. На вопросы суворовцы отвечали четко и уверенно. Чувствовалось, что они немало поработали за эти пять лет.

Суворовцы выстроены на плацу. Называется фамилия, и выпускник, чеканя шаг, подходит к начальнику училища, получает аттестат зрелости, а затем, встав на колено, прощается со Знаменем.

Этот июньский день 1948 года останется в памяти у них навсегда. Они получали аттестат — путевку в большую жизнь. Было радостно и в то же время грустно — расставались с командирами, преподавателями, товарищами.

Провожая своих питомцев, училища тоже сдавали экзамены на зрелость. И они сдавали этот экзамен. Поставленные перед ними задачи были решены: для военных училищ подготовлено хорошее пополнение.

В 1948 году первые выпускники суворовских училищ стали курсантами военных училищ, а через два года вышли из них с лейтенантскими погонами. С того времени из суворовских училищ в военно-учебные заведения стало ежегодно приходить пополнение с высоким уровнем общеобразовательной и военной подготовки.

Сегодня из числа суворовцев первых выпусков немало генералов, старших офицеров, которые успешно служат в войсках, центральном или окружных аппаратах и своим повседневным ратным трудом укрепляют боеготовность Вооруженных Сил.

Немало генералов и офицеров находятся на политической работе в войсках, многие занимаются военно-научной работой, преподают в военных академиях и училищах. Некоторые офицеры пришли в суворовские военные училища, чтобы продолжить традиции тех офицеров, которые растили их самих.

Итак, сделан первый выпуск. Было ясно, что за прошедшие годы училища добились немалых успехов в учебно-воспитательной работе. В 1950 году в связи со 150-летием со дня смерти А. В. Суворова Совет Министров СССР принимает специальное постановление об учреждении для суворовских училищ переходящего Почетного приза — Красного знамени и бюста А. В. Суворова. Приз присуждался один раз в год за лучшие успехи в учебной и воспитательной работе.

Впервые этот Почетный приз был присужден в том же году по итогам 1949/50 учебного года Куйбышевскому суворовскому военному училищу. С тех пор каждое училище считает для себя честью завоевать почетную награду. Присуждению приза предшествует проверка училищ. Имеющих по итогам истекшего учебного года наиболее высокие показатели. При этом учитывается уровень общеобразовательной и военной подготовки суворовцев, состояние воинской дисциплины, результаты зачисления выпускников в военно-учебные заведения, успехи в спорте.

Забегая вперед, надо отметить, что такие училища. Как Куйбышевское, Оренбургское, Минское, Киевское, Казанское, Калининское, Ленинградское, по нескольку раз удерживали Почетный приз. В этом, несомненно, заслуга всего личного состава училищ. Но нельзя не отметить в первую очередь роль начальников училищ, которые много сделали, чтобы сплотить коллективы училищ и мобибилизовать их на достижение высоких результатов в обучении и воспитании суворовцев.

Приказ о награждении училища переходящим Почетным призом отдается заместителем Министра обороны — главнокомандующим Сухопутными войсками. Вручение приза всегда проходит в торжественной обстановке. Присутствуют представители организаций города, военных училищ, воинских частей.

В своих выступлениях почетные гостижелают суворовцам новых успехов в учебе, призывают их быть достойными продолжателями дела своих отцов — защитников Отчизны. Напоминают им о том, что они, суворовцы, готовят себя к почетной профессии — защитников Родины, достойных представителей Вооруженных Сил, стоящих на страже мирного труда народа. А чтобы стать настоящими, умелыми защитниками Родины, нужно настойчиво, упорно учиться. И суворовцы, взволнованные этими словами, обещают учиться еще лучше, добиваться новых успехов в учебе, дисциплине, спорте. К этому обязывает их и переходящий приз, врученный училищу.

[ Начало ]

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System