www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6279
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Биография | Наследие Суворова | Указатель имен | Терминологический словарь

Итальянский и Швейцарский походы Суворова, проделанные в исключительно трудных условиях, обогатили русское национальное п мировое военное искусство новыми формами и методами войны. В первом же крупном сражении на р. Адда в Италии Суворов показал блестящий образец форсирования роки, заблаговременно подготовленной противником к обороне. Еще более выдающимся является сражение на р. Треббия. В этом сражении впервые в истории военного искусства совершенно отчетливо проявились основные элементы встречного боя.

До Швейцарского похода Суворова 1799 г. считалось, что вести войну в условиях высокогорного театра невозможно. Александр Васильевич убедительно доказал, что войну можно вести в самом труднодоступном горном районе, для чего надо иметь хорошо подготовленные войска, обладающие высокими морально-боевыми качествами.

Значение подвига войск и полководца в Швейцарском походе настолько было очевидно, что Павел I, при всей его враждебности к Суворову и суворовскому военному искусству, вынужден был произвести фельдмаршала Суворова в генералиссимусы.

Боевая деятельность русской армии во второй полови XVIII века была обобщена А. В. Суворовым в его работе «Наука побеждать», публикуемой в настоящей книге. С предельной краткостью здесь изложены основы суворовского военного искусства, обучения и воспитания войск. В этом документе полководец вновь подтвердил значение человека на войне с его индивидуальными способностями, специально вооруженного и подготовленного. Из двух основных форм ведения войны — наступления и обороны — Суворов отдавал предпочтение наступлению.

Великий русский полководец глубоко обосновал значение сосредоточения сил и средств на решающем направлений и в решающий момент. Это требование Суворова находилось в резком противоречии с господствовавшими в XVIII веке кордонной стратегией и линейной тактикой, приводившими к рассредоточению сил на театре военных действий, равномерному их распределению на поле сражения. Суворов правильно решал вопрос о соотношении маневра и боя, огня и штыка. Если на Западе, а официальными кругами и в России, главным средством достижения победы считался маневр, а в бою — огонь, то Суворов на первое место ставил бой, а в бою — штык. Полководец придавал большое значение и маневру, и огню, особенно прицельному. Он настойчиво добивался увеличения отпуска пороха и свинца для стрелковой подготовки, ввел учебную стрельбу по мишеням, увеличил количество носимых и возимых запасов выстрелов в боевых частях. В боевой практике Суворова огневые средства впервые получили отчетливое тактическое назначение: подготовить решающий акт боя — штыковую атаку, штурм.

Для военного искусства XVIII века совершенно новым было умение Суворова преследовать разбитого противника. В боевой деятельности полководца преследование было превращено в систему, а в его наставлениях, приказах и письмах получило теоретическое обобщение. Решительные наступательные действия, выдвинутые Суворовым на первое место, и применение гибких и разнообразных боевых порядков, естественно, предъявляли к войскам, их подготовке более высокие требования.

Суворовская «Наука побеждать», обобщившая все лучшее, наиболее прогрессивное, что было в то время в военном искусстве, относится к творениям, которые живут веками и в которых каждое новое поколение находит руководящие идеи, помогающие ему решать актуальные современные задачи.

«Наука побеждать» была тогда первым и единственным теоретическим обобщением, рассчитанным не только на офицеров, но и на солдат. Понятным для солдата языком Суворов показал, чему и как должны учиться солдаты, чтобы стать мастерами своего дела, надежными защитниками Родины.

В «Науке побеждать» Суворов, на основе своих стратегических взглядов, изложил руководящие положения решительной наступательной тактики. Суворов требовал всегда действовать в соответствии с обстановкой, применять различные боевые порядки, средства и формы борьбы, сочетать прицельный огонь с широким применением штыка, рассыпного строя и колонн. Суворовская «Наука побеждать» сохраняет до сих пор практический интерес. По инициативе В. И. Ленина в 1918 г. в первую Красноармейскую книжку были включены важнейшие положения суворовской «Науки побеждать». Во время Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков 1941—1945 гг. это бессмертное произведение было издано много раз. В 1943 г. «Наука побеждать» вышла в осажденном фашистскими ордами Ленинграде.

Советского читателя, и прежде всего воинов Вооруженнх Сил СССР, привлекает в суворовской «Науке побеждать» патриотизм Суворова, его вера в высокие морально-боевые качества русского солдата и офицера. «Богатыри! неприятель от вас дрожит…», «У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает». Близка также идея решительности, смелого почина, наступательного порыва, чувства взаимопомощи, взаимодействия.

Взгляды Суворова относительно органической связи тактики с обучением и воспитанием войск и о решающем значении боевой подготовки представляют большой практический интерес. Суворов придавал огромное значение военной выучке солдата, офицера, выработке у них умения пользоваться своим оружием, умело действовать в любых, самых сложных условиях. Суворов широко использовал народные поговорки. «Ученье — свет, неученье — тьма», — писал он, — «Дело мастера боится» и т. д.

Обобщая накопленный боевой опыт, Суворов развивал решительную наступательную тактику, обосновывал необходимость обучения войск действию в расчлененных строях и боевых порядках. Он требовал воспитания у начальников — от генерала до унтер-офицера, стремления действовать инициативно, проявлять личный почин. «Армия, — писал Суворов, — прямой линии иметь не может… Часто в линии ее она пресекается лесом, буераками и болотами. Тано и атаки наши частны, и сам-четверт ефрейтор тот же генерал…»

Войска в то время обучались главным образом действиям в расчлененных строях и боевых порядках. Их обучали быстрым и внезапным для противника атакам, неотступному преследованию. Суворов учил подчиненных, что вытеснение противника с занимаемой им позиции еще не дает победы. Для победы необходимо, — писал Суворов, — «…не давать время одуматься неприятелю, пользоваться победою, его искоренить, пресекать путь его бега — по корпусам сие легче; но ежели при частях армии искусные начальники, то самое тоже».

Вопросы обучения п воспитания войск занимают видное место в теоретических работах и практической деятельности Суворова. Внося новое в систему обучения войск, он больше всего внимания уделял тактической подготовке поиск на различной местности с условным или обозначенным противником, двусторонним учениям на местности и т.п. В «Науке побеждать» Суворов еще больше приблизил подготовку войск к требованиям боя. В мирное время на тактических занятиях он вырабатывал у своих подчиненных глазомер, способность быстро п правильно решать, «как в лагере стать, как маршировать, где атаковать, гнать, бить», — навыки, которые были необходимы в бою.

В связи с ростом численности войск, участвующих в сражениях, и усовершенствованием оружия линейная тактика становилась тормозом для дальнейшего развития способов ведения боя. Однако наемные армии не могли перейти к новой тактике из-за низких моральных качеств личного состава. Западные страны никак не хотели предоставлять солдатам и офицерам большей самостоятельности и инициативы.

Более прогрессивная система комплектования, обучения и воспитания русской армии позволила ее полководцам П. А. Румянцеву и А. В. Суворову раньше, чем на Западе, перейти к тактике колонн и рассыпного строя. Суть ее заключалась в том, что впереди колонн в рассыпном строю действовали стрелки (егеря), которые вели прицельный ружейный огонь и расстраивали боевой порядок противника.

Полководческая деятельность А. В. Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Александр Васильевич воспитал плеяду замечательных полководцев и военачальников. Среди них наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомилов, А. А. Брусилов и другие известные военные деятели.

Одновременно с развитием военного искусства Суворов совершенствовал систему военной подготовки войск. Он разработал основные приемы двусторонних учений, систему сквозных атак, приближавших обстановку обучения войск к боевой.

В боевой подготовке войск великии полководец руководствовался принципом — учить тому, что нужно на войне. При этом он исходил из убеждения, что главная сила на войне — солдат, и требовал от подчиненных сознательного отношения к бою: «Каждый воин должен понимать свой маневр». «Истинное правило военного искусства прямо напасть на противника с самой чувствительной для пегостороны», — говорил А. В. Суворов. В основу оперативных действий он ставил ясность цели и учет конкретной обстановки и характера противника, исключал военный шаблон. Побеждать «малой кровью» — к этому были устремлены все помыслы полководца. Решающую роль в воспитании солдат и офицеров А. В. Суворов отводил труду, остерегая подчиненных от праздности, которая, по его убеждению, есть «корень всему злу, особенно военному человеку». Великий полководец придавал огромное значение и моральному фактору: воспитывал в солдатах чувство национальной гордости, патриотизма и неуклонного исполнения воинского долга.

Военная система Суворова, его способы обучения и воспитания войск, ведения войны и боя — стратегия и тактика, получили всестороннее и стройное развитие и были теоретически обоснованы. Вместе с тем суворовская военная система к этому времени выдержала суровое испытание в войнах, показав свое превосходство над западноевропейскими военными системами.

Суворов внес много нового и ценного в теорию и практику управления войсками, поднял на более высокий уровень квартирмейстерскую слз^кбу в действующей армии. Он постоянно занимался подготовкой офицеров — квартирмейстеров, требовал, чтобы они хорошо знали все вопросы, относящиеся к управлению войсками, были всегда в курсе замыслов командующего, командира и более действенно участвовали в подготовке и в самих сражениях. Суворов всегда лично руководил сражением, находясь на самом решающем участке.

Славные суворовские традиции преумножались передовыми русскими военачальниками. Верными последователями великого полководца являлись М. И. Кутузов, П. И. Багратион, А. П. Ермолов, М. И. Платов, П. С. Котляревский, М. А. Милорадович, Д. С. Дохтуров, С. А. Хрулев, М. Д. Скобелев, М. И. Драгомиров, Р. И. Кондратенко, А. А. Брусилов и многие другие замечательные генералы. Сотни публикаций достаточно полно отразили его выдающуюся роль в военном деле, создали правдивый образ прославленного полководца.

[<<] | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [>>]

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System