www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6284
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности

Приемники героических традиций

Офицерский корпус всегда был, есть и будет стержнем Российской армии, основой её существования. Именно он олицетворяет и хранит в себе национальные военные традиции, обеспечивает преемственность поколений — носителей воинской славы страны. Недаром говорят: «Каков офицер — такова и армия».

Основы действовавшей на протяжении полутора столетий системы подготовки молодежи к воинской службе заложил ещё Петр Великий.

Важнейшим шагом в развитии военного образования стало принятое в 1731 году решение императрицы Анны Иоанновны об учреждении Сухопутного (Первого) шляхетского кадетского корпуса. Затем последовали Морской, артиллерийский, Инженерный и другие кадетские корпуса. С их открытием была решена задача оптимального сочетания общеобразовательной и специальной военной подготовки.

Авторитет кадетских корпусов рос благодаря высокому уровню общего и военного образования их выпускников. Обучение здесь стало условием успешной военной карьеры.

Воспитанниками первых кадетских корпусов были великие русские полководцы П. А. Румянцев, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков; один из основоположников отечественной ракетной артиллерии А. Д. Засядько; крупные организаторы военного артиллерийского и инженерного дела А. А. Аракчеев, П. П. Коновницын; военные деятели П. А. Козен, П. И. Меллер-Закомельский, Х. И. Шванебах и другие. Некогда были кадетами поэты, философы Г. С. Батеньков и В. Ф. Раевский, В. Г. Бенедиктов и С. Я. Надсон; писатели М. М. Херасков и В. А. Озеров; дипломат А. М. Обресков и директор первого русского театра А. П. Сумароков. Интересным является исторический факт посещения в свободное от службы время классов Сухопутного шляхетского кадетского корпуса солдатом лейб-гвардии Семеновского полка А. В. Суворовым. Многие выпускники кадетских корпусов покрыли себя неувядаемой славой на полях сражений Отечественной войны 1812 года: почти каждый пятый боевой генерал получил в юности образование в каком-либо из немногих в те годы российских кадетских корпусов.

В ходе реформ 1861–1869 годов возникла острая необходимостьразделения общего и специального военного образования. Это привело к изменениям в организации деятельности кадетских корпусов. Их общие классы были реорганизованы в военные гимназии, а специальные — в военные училища. На первые была возложена задача: «доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании и, преимущественно, сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание». (В 1882 году на базе военных гимназий были созданы новые кадетские корпуса, просуществовавшие до 1917 года).

Авторитетные педагоги разработали новые учебные программы, планы и методические пособия. Был создан кодекс выпускника военно-учебного заведения, четко определяющий профессиональные и морально-нравственные качества будущего офицера. Впервые в этот период проявилось стремление к фундаментальности общеобразовательной подготовки, дающей возможность лучше освоить специальные дисциплины и стать высококвалифицированным профессиональном в любой области.

Необходимость подготовки кадров для военных училищ привела со временем к расширению сети кадетских корпусов, а также к отмене (в начале ХХ века) сословных ограничений при поступлении в большинство из них.

К 1917 году в России функционировал 31 кадетский корпус (с общим числом кадетов свыше 11 тыс. человек), в том числе: Пажеский его Императорского Величества, Морской Наследника Цесаревича, Второй Императора Петра Великого, Первый кадетский, Первый Московский Императрицы Екатерины II, Сибирский Императора Александра I и другие.

Реформированные кадетские корпуса дали классическую подготовку и хорошую военную закалку многим известным военачальникам , видным ученым и деятелям культуры, политикам и правоведам. Среди них генерал-лейтенант Д. М. Карбышев, генерал-лейтенант А. А. Игнатьев, изобретатель трехлинейной винтовки генерал-майор С. И. Мосин, изобретатель электрической лампочки А. Н. Лодыгин и многие другие.

После Октябрьской революции кадетские корпуса были закрыты. В разгар Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны обратиться к опыту царской России по подготовке юношей к военной службе в армии.

Выполняя постановление правительства №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», были созданы суворовские военные училища (СВУ) «по типу старых кадетских корпусов».

Перед ними ставилась задача подготовить воспитанников к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. Принимались мальчишки 10-летнего возраста, окончившие 3 класса начальной школы, на срок обучения 7 лет.

Народному комиссариату обороны в течениё двух месяцев — за октябрь и ноябрь 1943 года — предписывалось сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахань), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калиниское и Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы Ташкентское и Кутаисское суворовские военные училища, а для детей моряков — Тбилисское, рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища (НВМУ).

В 1944 году Государственный Комитет Обороны принял постановление об открытии еще шести суворовских училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.

В последующие годы училища рерганизовывались, некоторые переводились в другие города, менялись их названия.

В 1953 году было открыто Минское суворовское военнное училище, в 1955 — Ленинградское, в 1991 году Ульяновское СВУ.

1 декабря 1943-го у суворовцев начался первый учебный год. Их воспитание и обучение были доверены лучшим наставникам и преподавателям, многие из которых из которых для этого были отозваны из действующей армии. У руководства часто стояли офицеры и генералы, получившие образование в кадетских корпусах.

Каждому училищу было торжественно вручено Боевое знамя как символ воинской чести, доблести и славы (эта традиция существовала и в кадетских корпусах). День вручения Знамени СВУ празднуют как день своего рождения.

Среди суворовцев первого набора было много сирот, подавляющее большинство — дети погибших на фронтах и в партизанских отрядах. Были и непосредственные участники боев, сыны полков, многие из которых имели правительственные награды.

Напряженный труд офицеров, прподавателей и самих воспитанников (так назывались суворовцы и нахимовцы) дал хорошие результаты. Уже с 1948 года военные училища стали получать высокообразованное, всесторонне подгтовленное пополнение. Выпускники СВУ и НВМУ становились в дальнейшем хорошими военными специалистами, быстрее других осваивали должностные обязанности и продвигались по служебной лестнице. Многие из них в кратчайшие сроки заслужили право поступления в военные академии, успешно реализовали себя в науке.

Изменения внутри страны не могли не затрагивать и суворовские военные училища. По разным причинам менялись их количество, сроки обучения в них, принципы комплектования и распределения выпускников. Так, с 1956 года в училища набирают здоровых, наиболее способных для военной службы мальчиков, окончивших 4 класса, срок обучения остается 7 лет. С 1963 года принимаются юноши 15–16 лет, окончившие 8 классов, срок обучения — 3 года. В 1969 году установлено двухлетнее обучение, а с 1992 года вновь осуществлен переход на трехлетнее.

Творческое использование опыта дореволюционных кадетских корпусов и опора на лучшие традиции русского офицерства позволили суворовским и нахимовским училищам занять достойное место в системе военного образования и успешно конкурировать со средними общеобразовательными учебными заведениями страны.

В новых исторических условиях, в ходе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, вновь остро встал вопрос о дальнейшей судьбе военно-подготовительных учебных заведений.

3 апреля 1995 года вышло Распоряжение Президента Российской Федерации, которое гласит: «В целях расширения возможностей для получения несовершеннолетними гражданами среднего (полного) общего… образования и подготовки к военной службе Правительству Российской Федерации принять меры по увеличению в системах Минобороны России и МВД России количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего… образования с дополнительными образовательными программами… — суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских корпусов».

В итоге сегодня в системе военного образования Министерства обороны созданы новые суворовские училища и кадетские корпуса, например, Новочеркасское училище Министерства внутренних дел. Федеральная пограничная служба России сформировала свой кадетский корпус в г. Пушкине Ленинградской области.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System