www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6281
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности

СУВОРОВЦЫ

первый шаг на пути в командиры

Под ногами – битое стекло. Пустые оконные проемы, исписанные стены… Отчего же так грустно? Да оттого, что здесь, в небольшой башенке этого дома в столичном Чапаевском переулке, мы, воспитанники 1-й специальной школы ВВС, оборудовали когда-то наблюдательный пункт, где пропадали все свободное от занятий время. Мы играли в войну, нет, не играли, учились военному делу.

Дом – на капитальном ремонте. Его, конечно, можно привести в порядок. Но удастся ли восстановить, капитально отремонтировать тот проверенный войной и послевоенной практикой бесценный опыт военно-патриотического воспитания, накопленный в артиллерийских, военно-морских и военно-воздушных спецшколах (авиационные “продержались” дольше всех, до 1955 года)? Нет, наверное, слишком щедро его рассыпали..

Нашим бывшим воспитателям сейчас уже много, очень много лет, да и большинство уже ушло. А как бы пригодился сейчас их опыт!

Ценный багаж воспитания подростков, решивших посвятить себя военной службе, накоплен в суворовских училищах. Эти учебные заведения были образованы на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации”.

Тогда открылись девять суворовских училищ, по 500 человек в каждом, со сроком обучения семь лет, “с закрытым пансионом для воспитанников”. Через год Государственный Комитет Обороны открыл еще шесть училищ, а в 50-е годы прибавилось два. Напомню, что тогда же были созданы и нахимовские военно-морские училища – в Тбилиси, Ленинграде и Риге.

Задумаемся: один из первых выпускников суворовцев 1950 года насчитывал примерно четыре с половиной тысячи ребят, прибавим к ним выпускников специальных военных школ. Вот сколько образованных, воспитанных в лучших традициях юношей оказалось враз на порогах военных училищ… Теперь такими абитуриентами, увы, не похвастать.

Да, были объективные послевоенные трудности, многие решения принимались по заповеди “Копейка рубль бережет”. Словом, в середине 50-х годов спецшколы закрыли, а позже принялись сокращать и суворовские, и нахимовские училища. Выиграли? Думаю, проиграли…

Ловлю себя часто на мысли, и не потому, что когда-то сам окончил суворовское: для современной армии как раз очень нужны такие кадры, какие начинали растить суворовские училища “старого” образца. Разве не так? Посмотрите: среди воспитанников СВУ – нынешние командующие, заместители командующих войсками военных округов, групп войск и объединений, летчики-космонавты, Герои Советского Союза.

Начальник политуправления – член военного совета Уральского военного округа генерал-лейтенант О. Зинченко – воспитанник, кстати, Ставропольского суворовского – рассказывал мне:

  • Казалось, нас готовили к какому-то большому делу. Оно в действительности и было таким. Мы должны были активно включаться в восстановление страны после страшного пожарища войны. А самое главное – как можно скорее встать в строй защитников Отечества…

Сейчас суворовские училища действуют в Казани, Калинине, Киеве, Ленинграде, Минске, Москве, Свердловске и Уссурийске, нахимовское (единственное) – в Ленинграде. В некоторых из них довелось недавно побывать.

“Здравствуйте, командир суворовского училища! Я очень хочу поступить к вам. Напишите мне, пожалуйста, когда принимают и можно ли мне поступить… Я очень прошу, чтобы меня приняли. Что надо делать, я на все готов…”

Писем, подобных этому, от мальчугана из Тюменской области, в архивах СВУ, уверен, хватает: в рекламе суворовские училища не нуждаются. Подсчитано, если судить по общему числу заявлений, то на одно место претендуют 10-12 мальчишек. На “подступах”, дальних и ближних, к училищам этот умопомрачительный конкурс конкурс сводится, часто формально, примерно к 3-4 на место.

Почти двадцать лет назад училища перешли на двухлетний срок обучения. В них стали принимать юношей, окончивших восемь классов и сознательно выбравших профессию офицера. Два года учебы. Достаточно ли? Не маловато ли?

В Казани, например, заслуженный учитель школы РСФСР Л. Ярошенко, более сорока лет жизни отдавший суворовцам, говорил мне:

  • Первыми нашими воспитанниками были сироты, потерявшие близких им людей.

Нынче, конечно, другое дело. Не все, скажем, суворовцы при выпуске изъявляют желание стать военными. Правда, таких единицы, но они есть. Не всегда хватает нас на то, чтобы “перебороть” родительское влияние, да и ребята к нам приходят уже в “возрасте” – в 15-16 лет, со сложившимися уже взглядами…

Участник Великой Отечественной войны Н.Федоров, тоже заслуженный учитель, преподаватель математики Свердловского СВУ, считает:

  • уровень подготовки приходящих к нам ребят различен. За два года эту разницу устранить трудно, скорее, даже невозможно. И как следствие – разные из наших питомцев вырастут офицеры…

Эту мысль развивает преподаватель истории того же училища заслуженный учитель А. Клименков.

  • Что и говорить, мало времени у нас, - говорит Александр Владимирович. – Что такое два года в суворовском? Первый курс – подтягиваем знания ребят необходимого уровня, а второй курс: не успеешь оглянуться – экзамены, выпуск на военную стезю. Кое-кто из ребят в этот период начинает “мудрить”: не хочу, мол, в командное военное училище. Некоторые родители “мутят” воду, своим чадам начинают подбирать училище или военный институт “попрестижнее”. Да еще поближе к родительскому дому. Особенно это проявляется в семьях служащих и, как это ни парадоксально, военнослужащих…

Вот ведь ситуация! Суворовский корпус – это первая, казалось, ступенька в командирской судьбе, армии нужны в первую очередь командиры, а родители, не очень озабоченные этим обстоятельством, прямо-таки “растаскивают” выпускников. Так кого же, простите, готовят нынешние суворовские училища?

Автор многих учебных пособий по этике заслуженный учитель школы Украины В. Мишин из Киева, вручая мне книжицу карманного формата “О культуре поведения суворовцев”, сказал:

  • Нужно более углубленно заниматься профессиональной ориентацией будущих офицеров, прививать им навыки самостоятельности.

Что верно, то верно. Давно замечено: если подросток сознательно принимает решение насчет своего будущего, качество его учебы в училище резко повышается.

…В дни приемных экзаменов в кабинет начальника Казанского СВУ генерал-майора К. Шестакова пришла доярка колхоза большевик из Пензенской области. Мама просила принять сына. Евгений стоял рядом.

  • Вы, Таисия Васильевна, приехали издалека, - сказал тогда генерал, - и то, что вы просите за сына, - это хорошо. Но ведь возможно, что после окончания военного училища вашего парня пошлют служить в самые далекие края…
  • Что ж, кто-то должен быть и там, - ответила после паузы мама.

Евгений успешно сдал конкурсные экзамены, был зачислен в училище, хочет стать командиром.

Сашу Цепенникова в Свердловское суворовское военное училище привезла учительница школы-интерната из Новосибирской области. Она заметила, что мальчик мечтает быть военным. Суворовец Цепенников учится на “хорошо” и “отлично”, думает в дальнейшем продолжить учебу в военно-политическом училище.

Верную мысль высказал старший преподаватель истории и обществоведения из Уссурийска майор Ю. Аев:

  • Едва абитуриенты переступают порог училища, мы можем с большой вероятностью определить, кто хочет и может быть командиром. Конкурсные экзамены должны стать вспомогательным звеном при отборе будущих суворовцев, а не основным…

Обычная картина практически для всех училищ, когда во время вступительных экзаменов в ворота “утыкается” масса личных и служебных автомобилей, привезших ребят сдавать экзамены. Невольно мелькает мысль: какая сильная поддержка… Малочисленная группа лиц, руководящих этими учебными заведениями, подвергается в такие дни сильнейшему силовому давлению. Как же! Иным очень приятно видеть своего отрока при алых погонах да красных лампасах, а что до государственных задач…

В военные и первые послевоенные годы принимали практически только сирот. А сейчас дети-сироты сдают конкурсные экзамены наравне со всеми. И ребята, у которых только один родитель. Таких примерно каждый третий из конкурирующих между собой мальчишек. И еще одна деталь: сельских ребят среди поступающих – менее четырех процентов.

Убежден, настала пора пересмотреть условия приема. Да и военкоматам есть смысл вдумчивее заниматься отбором абитуриентов. И руководству училищ предоставить бы побольше прав в этом вопросе.

Ведь цель-то ясна: готовить будущие командирские кадры! Следовательно, нужна переоценка критериев отбора. Предположим, дать однозначные преимущества сиротам, детям из сельской местности… На деле-то значительное число ребят, искренне стремящихся стать командирами, отсеивается в облвоенкоматах, в округах, так и не успевая добраться до училища.

Теперь о сроках обучения. Двух лет явно мало, это признают все, с кем пришлось говорить. По крайней мере, надо вернуться к трехгодичному обучению суворовцев. Многие проблемы, связанные с воспитанием и обучением, думается, отпали бы сами по себе.

Кому-то может показаться крамольной и такая мысль: а не попытаться ли сформировать несколько командных училищ – общевойсковых, танковых – целиком (!) из суворовцев? Убежден, армия получит отборные командирские кадры.

…Таковы впечатления от поездки, предпринятой по заданию “правды”. И, знаете, что ещё? У суворовцев, как и у всех школьников, получающих аттестат зрелости, должен быть выпускной бал. Пусть кто-нибудь из взрослых скажет, что он его не помнит…

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System