www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Первосуворовцы | Мы были суворовцами | Выпускники
Фотоальбом | Творчество

Кадетские корпуса ведут свою родословную с 1653 года

Как учебно-воспитательные заведения кадетские корпуса ведут свою родословную с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена школа подготовки дворянских детей к несению военной службы. Само слово "кадет" означает "малолетний", так в рыцарские времена называли младших членов дворянских фамилий, служивших пажами и готовившихся к военному поприщу.
В 1716 году прусский король Фридрих 1 сформировал в Берлине роту кадет и назначил шефом ее своего четырнадцатилетнего сына, будущего полководца Фридриха Великого. Эта дата и считается днем рождения кадетских корпусов, которые существовали потом в Германии, Японии, Черногории, и в России многие годы. Военно-учебные заведения такого же типа, но под другими названиями были в Австро-Венгрии, Италии, Турции, Румынии.
Первые кадетские корпуса в России появились в 1782 "оду по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха. Поведением императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге был учрежден кадетский корпус для 300 человек шляхетских детей в возрасте от 13 до 18 лет.
В 1743 году после открытия Морского корпуса, миниховский кадетский корпус был переименован в "Сухопутный шляхетский кадетский корпус", а впоследствии он стал именоваться 1-м Санкт-Петербургским кадетским корпусом. Это учебное заведение прославилось многими выдающимися своими питомцами как военными, так и деятелями науки и искусства, как драматург и актер А. П. Сумароков, дипломатами и государственными деятелями. В этом же корпусе слушал лекции и брал книги из библиотеки пятнадцатилетний солдат лейб-гвардии Семеновского полка Александр Суворов.
При Екатерине II был основан артиллерийский инженерши кадетский корпус   (2-й Санкт-Петербургский), а в конце царствования  Александра   I   в   списке  русских  военно-учебных  заведений уже значилось три кадетских корпуса, кроме двух  названных,   еще   Московский.
 
Как отмечают военные историки, учебно-воспитательное дело в "Александровских" кадетских корпусах было далеко не в блестящем состоянии. Определенная система воспитания отсутствовала, не было даже четкого учебного курса состав которого в каждом кадетском корпусе устанавливался по-своему.
В основу воспитания было положено крайне суровое, даже подчас жестокое отношение к воспитанникам. Широко применялись телесные наказания, кадеты размещались в тесных помещениях. Бывало, что на двух сдвинутых кроватях укладывалось трое мальчиков. Питание было скудным: "Нас хоть голодом не морили, да и до сыта не кормили", - вспоминали тогдашние кадеты. Понятно, что в таких псевдоспартанских условиях воспитывались грубые, жестокие солдафоны, не имевшие зачастую ни малейшего представления о нравственности. Перечитайте страницы книги генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева "Пятьдесят лет в строю", посвященные его пребыванию в Киевском кадетском корпусе и дальнейшим его встречам с бывшими однокашниками.
Некоторые изменения в систему воспитания и обучения кадет внес император Николай I. Он поставил задачу: "Дать военно-учебным  заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслью к одной и той же цели".
Согласно "Общему положению и Уставу для военно-учебных заведений" (1830 г.), кадетские корпуса были раз-делены на столичные и губернские, и общая цель их заключалась в "доставлении юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы укоренив в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо, нужно, сделать их способными с пользой и честью служить Государю и благосостояние всей жизни их основать -на непоколебимой приверженности Престолу".
В Наставлении 1848 года так определялась задача воспитания кадета: "христианин, верноподданный, русский, добрый сын. надежный товарищ, -скромный и образованный
юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер, - вот качества, с которыми воспитанник военно-учебного заведения должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии, с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью".
В организационном плане кадетский корпус представлял собою батальон с командиром в чине полковника и делился на роты, которыми командовали капитаны. Каждая рота делилась по росту кадет на четыре отделения, поручаемые офицерам. В помощь командиру роты и отделенным командирам из кадет старших классов избирались лучшие на должности ротного фельдфебеля и унтер-офицеров. (В суворовском училище было примерно также. Вместо фельдфебеля были введены "вице-старшины" и "вице-сержанты").
На время летних каникул все старшие (строевые) роты выводились в лагеря, а малолетние кадеты распускались
по домам.
Полностью перешел из кадетского корпуса в суворовское училище распорядок дня: подъем в 6.00, завтрак в 7.00 и в 11.00, обед в 14.00, ужин в 20.00, отбой в 21.00. На учение в классах отводилось время с 8.00 до 11.00 и с 15.00 до 18.00 но четыре получасовых лекции ежедневно. На внеклассные приготовления уроков давался один час утром и полтора часа вечером. На строевые занятия, гимнастические упражнения и прогулки выделялось от двух до трех часов ежедневно. В лагерное время строевые занятия проводились ежедневно по пять часов, а на повторение пройденного материала выделялось не более двух часов.
Из старых кадетских корпусов в суворовские училища перешли и некоторые специфические меры дисциплинарного воздействия. Был карцер. Было, правда, неофициальное "стояние под ружьем". Одним из самых строгих взысканий, предшествующих исключению из училища, было снятие погон на  определенный срок. За шесть лет пребывания в суворовском училище я был свидетелем такой экзекуции всего два раза. Ритуал был весьма торжественен и строг, почти как гражданская казнь. На плацу училища выстраивались замкнутым четырехугольником роты. На правом фланге - барабанщики. Внутри каре понурив голову стоит ненаказуемый. Командир роты зачитывает приказ начальника училища (право на эту меру наказания имел только начальник училища) и по сигналу ротного с левого -фланга выходил старшина с большущими портновским ножницами в руке. Под барабанную дробь он срезал погоны под самый корешок, но почему-то оставлял неряшливы огрызки. С наказанного снимался поясной ремень и с этой минуты он до конца срока должен ходить в трех шагах позади самого последнего воспитанника. Представьте картину: длинный, худой Вася Санжаровский бредет в расхристанной шинели без погон позади малыша Бори Кандыбы который в те годы едва перерос 1 метр 6 сантиметров..
Это было очень серьезное наказание с сильным воздействующим фактором на самолюбивых мальчишек! Но ведь и вся система воспитания кадет имела целью «всесторонне» развить физические и душевные способности, правильна образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданический долг и твердо упрочить те нравственные качества, кои имеют первенствующее значение для офицера. Хорошим офицером может быть только тот, кто служит по призванию, а не по принуждению".
Не менее строгой мерой было содержание в карцере. Это не просто арест, но еще и ограничение в получении лакомств. Да и испытание страхом: в нашем карцере обитали огромные крысы. Почти все суворовцы прошли через него. И эти крысы остались самым " страшным воспоминанием, так как лакомствами арестованного все-таки снабжали товарищи и в количестве значительно большем, нежели это было "на воле". Через зарешеченное оконце карцера сыпались арестантику пончики и пирожки, конфеты и сахар, а тем старшеклассникам, кто покуривал, и табачок со спичками.
В кадетских корпусах обучение строилось по "евристической методе", т. е. на возбуждении у обучаемых интереса к изучаемому вопросу и побуждении их к сознательному познанию предмета. Это приучало воспитанников к самостоятельности, к рациональному мышлению. И надо сказать, что эта метода была принята на вооружение педагогами суворовских училищ.
 
Любопытно сравнить, чему и как учили кадет и суворовцев. Поскольку обучение в кадетском корпусе ставило задачей постепенное развитие умственных способностей учащихся и сообщить им основательные знания истин веры и общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего специального военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности, то и упор делался на таких предметах обучения, как Закон Божий, русский язык с церковно-славянской и русской словесностью, иностранные языки, математика (алгебра, арифметика, геометрия, приложение алгебры к геометрии, проекционное черчение, тригонометрия и начала аналитической геометрии), начальные сведения по естественной истории, физика, химия, география, история, законоведение, черчение, чистописание и рисование. Помимо того, строевое обучение, физические упражнения (гимнастика, подвижные игры, плавание, фехтование), танцы, музыка, ручной труд, верховая езда.
Почти все эти предметы вошли и в программу подготовки суворовцев, о чем более подробно я расскажу, приведя доклад генерал-майора Клементьева.
В России было 28 кадетских корпусов (по другим сведениям - 31), имевших целью "доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и, преимущественно, сыновьям заслуженных офицеров общее образование и соответствующее их предназначению воспитание".
Размещались кадетские корпуса в следующих городах: Петербург, Москва, Омск, Оренбург, Ташкент, Хабаровск, Вольск, Псков, Владикавказ, Новочеркасск, Полтава, Нижний Новгород, Орел, Воронеж, Киев, Тифлис, Симбирск, Варшава, Одесса, Сумы, Иркутск. Суворовские училища в большинстве размещаются в тех же городах, где были кадетские корпуса. И в этом прослеживается своеобразная преемственность.
Набор воспитанников дифференцировался по территориальному признаку преимущественно детьми военнослужащих, инвалидов войны и погибших в боях офицеров и кавалеров ордена святого Георгия.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System