www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6279
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 

27.08.2011 — Звезда лейтенанта Михайлова

Старший лейтенант, Герой России Александр МихайловКогда рассказываешь о молодом человеке, который не разменял свой двадцатитрехлетний рубеж, разговоры о политике, мягко говоря, неуместны. Как неуместны и рассуждения о том, кто был прав и кто виноват в трагическом октябре 1993-го, когда, казалось, начинается новое братоубийство…

Лейтенант Александр Михайлов не успел в своей жизни многого: жениться, воспитать детей, сделать карьеру. Но самое главное он сделал – доказал, что для русского офицера, как и за века до этого, понятия «присяга» и «долг» перевешивают все остальное…

В ночь с 3 на 4 октября части дивизии особого назначения имени Дзержинского были выдвинуты в район Дома правительства на Краснопресненской набережной. Им была поставлена задача разделить части гвардейской мотострелковой Таманской дивизии и позиции тех, кто тогда был «по другую сторону баррикад» и держал оборону в «Белом доме». По сути, стать живым щитом. В момент выдвижения колонны на обозначенные позиции она подверглась обстрелу со стороны антиправительственных сил. БТР-60П с номером 450, наводчиком-оператором которого был лейтенант Михайлов, был подбит почти в упор, в двадцати метрах от перекрестка улицы Николаева и Краснопресненской набережной. Повезло лишь тем, кто находился на броне, редко, но такое тоже случается. Экипаж…

Майор Сергей Грицюк и рядовой Олег Петров погибли на месте – в узком пространстве отсека, если пробита броня, шансов выжить почти нет. Лейтенант Александр Михайлов получил тяжелейшие ранения – в голову, проникающее в грудь, в бедро… Ему удалось выбраться из подбитой машины, а его товарищи в хаосе боя смогли вынести лейтенанта из зоны обстрела. Александр прожил еще пятнадцать дней…

Каким он был? Кому можно сейчас задать этот вопрос? Отец Александра Валерий Семенович Михайлов в разговоре сказал: «Время не лечит. С годами боль только усиливается. Сыновья – это наша опора, и после гибели Саши у меня ее нет».

Он родился в семье офицера, и детство его прошло в гарнизонах. Обычно у таких мальчишек мировосприятие формируется по двум вариантам: возникает либо отторжение всего, что связано с военной службой, либо желание стать таким же, как отец и его товарищи. Саша сделал свой выбор очень рано. «У него всегда восторг был в глазах. Когда я служил в ГСВГ (Группа советских войск в Германии. – Ред.), Саша почти всегда был рядом – его интересовали все детали армейского быта. И я гордился тем, что мой сын со взглядами отца. Поэтому, когда для него пришло время принимать решение о своем будущем, он сделал это не задумываясь» – характеристика, данная отцом, пожалуй, самая исчерпывающая.

Будучи мальчишкой, самостоятельно принять такое решение – поступать в суворовское училище… Не сахар – это Калининское суворовское. Единственное отличие от «взрослой» службы – сверхжесткая дисциплина процесса обучения и самодисциплина во всем. От «гражданки» отличие еще более кардинальное – в коллективе мальчишек-кадетов нет места подлецам. Тот, кто доходил до выпуска, имел уже четкие жизненные установки и строил свою жизнь в соответствии с ними.

«Если человек встал на колени, то он уже не человек. Ты всегда был человеком: ты всегда говорил то, что думал, а делал то, что говорил. В нашем подлом обществе это была большая редкость. Я всегда уважал тебя за это». «Ты не давал нам унывать, для кого-то ты был просто непокорным, а для нас – добрым весельчаком, хорошим товарищем». Это из прощальных автографов курсантов училища имени Верховного Совета, куда Александр поступил после окончания суворовского. Это был сороковой выпуск тверских (тогда еще калининских) кадетов... Не зря все же «Сорок – для нас особое число» и не зря неоднозначное отношение к нему…

Училище имени Верховного Совета, знаменитые «кремлевские курсанты». Престиж училища не подорвал даже распад страны – СССР, его выпускники по праву считались элитой. Они составляли костяк офицерского корпуса некогда самой сильной армии мира. Но, после того как состоялся «мирный развод» страны, вдруг оказалось, что армии они не очень-то и требуются…

Александр окончил училище в 1992 году. Развал армии на тот момент достиг самого пика. Несмотря на то, что нехватка офицеров – командиров среднего звена – приняла уже катастрофический характер, у выпускников-1992 шансы получить свое первое армейское назначение были весьма призрачными. И тут – предложение. Перейти в структуру Министерства внутренних дел, в знаменитую ОМСДОН-1, дивизию имени Дзержинского. Лейтенант Михайлов, как и еще 11 его товарищей, это предложение приняли. Снова судьба…

Он был «романтиком войны», если использовать слова чужого для нас и почти неизвестного современной молодежи английского поэта. Профессиональный солдат, сознательно посвятивший свою жизнь армии. Ему было нелегко. Отсюда такая странная фраза из документа-аттестации: «Профессию офицера любит, дорожит честью военнослужащего. Тяготы и лишения военной службы переносит не всегда с пониманием».

Он готовил себя не к этому – «тяготам и лишениям», под которыми подразумевается казарменная рутина. Александр был романтиком, солдатом. И, может быть, он был не прав – армейский быт, часто неустроенный, нудный, но все-таки это большая часть службы. Однако Александр был таким, каким воспитал его отец, не зря же один из его друзей написал: «Для кого-то ты был просто непокорным…»

Его служба была недолгой. Но он успел показать себя настоящим офицером – две командировки на Северный Кавказ, в то время уже бурливший. Александр все же добился своего, добился назначения в боевые части. Помните знаменитое: «Следите за газетами: если только наш полк будет в деле – на приступе первым я».

Как он вообще оказался в этом Богом проклятом октябре в самой гуще событий? И зачем? Снова судьба…

«Командир взвода лейтенант Михайлов был на заготовке овощей в подмосковном хозяйстве. Привез в дивизию машину капусты, а в гарнизоне – круговерть. В полку комплектовались экипажи бронетранспортеров, задачу еще не ставил. Он согласился если и не с радостью, то уж точно с готовностью и, по-видимому, с азартом» – так написал в своей статье о нашем герое полковник Борис Карпов. Статья эта, к сожалению, чуть ли не единственная…

Нет, о лейтенанте Михайлове и его товарищах в СМИ было много материалов. Но все это были «однодневки», стандартные статейки и телевизионные «ролики», которые не оставляют о себе памяти. И в большинстве из них была допущена ошибка. Лейтенант Михайлов не был награжден посмертно – он прожил еще пятнадцать дней в сознании, до последнего борясь за жизнь. Умер он 19 октября.

Седьмого октября Указом президента ему было присвоено звание Героя России, а восьмого – внеочередное воинское звание – старший лейтенант, три звезды. Это были его последние звезды…
Так получилось, что накануне тех роковых событий он больше недели провел дома, с родными – отпуска ведь положены и лейтенантам. Приехал с невестой, свадьбу планировали сыграть через пару месяцев. Он и после боя, пока был в сознании, приглашал врачей, пытавшихся хоть что-то сделать, погулять вместе… Не получилось.

Имя старшего лейтенанта Александра Михайлова не забыто. Установлены мемориальные доски в тверских школах, в двенадцатой и семнадцатой, где он учился, мемориальная доска в вестибюле суворовского училища, в Книге навечно зачисленных в списки части дивизии Дзержинского есть его фамилия. Но все равно все это как-то не так, неправильно…

Мы очень много разглагольствуем о патриотическом воспитании молодежи. Но даже если долго кричать «Патриотизм! Патриотизм!», размахивая руками и флагами, ситуация от этого не изменится. Патриотизм – это в первую очередь память.

Очень часто возникают споры о переименовании улиц или как назвать новую улицу в новом микрорайоне. В этих спорах мы доходим порой до полного идиотизма. А ведь решение этой проблемы очевидно – называть эти улицы именами самых достойных. Вот тогда будут и память, и патриотизм.

Вы никогда не задумывались, почему мальчишки-суворовцы так заметно отличаются от своих сверстников? Мне кажется, что немалую роль в этом играет память, живущая в стенах их училища. И пусть внешне это всего лишь стенды и мемориальные доски, посвященные людям, которых уже нет. Но, когда это вокруг тебя постоянно, у тебя уже нет выбора – ты должен либо уйти, либо стать достойным их славы.

В этом году, в День призывника, на стене дома, где жил Герой России старший лейтенант Александр Михайлов, будет установлена мемориальная доска. Эта акция проводится по инициативе и при активном участии ТРО партии «Единая Россия», регионального отделения Общероссийского народного фронта и организации «Офицеры России». И, пожалуйста, не надо думать, что все это политика. Как я уже сказал, политика здесь ни при чем.

Источник:   tverlife.ru


предыдущая новость | следующая новость

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System