![]() |
![]() |
www.svu.ru |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Новости Газета Гостевая книга Форум Контакты | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания Потомство мое, прошу брать мой пример | Когда кадеты не на занятиях Проба пера | Родом из военной юности В.М. Соколовский Севастополь, пр. Острякова, 47, кв.2 Кратко о себе: в Одесскую военно-морскую спецшколу № 6 был зачислен 22 июня 1941 года. В 1944 г. в связи с расформированием спецшколы, весь личный состав её был переведен в Бакинское военно-морское подготовительное училище; в 1945 году переведен в Каспийское высшее военно-морское училище в г. Баку. После окончания училища в 1949 г. плавал на кораблях ВМФ, командовал эсминцем, был на штабной работе и закончил службу в звании капитана 1 ранга, начальником учебного отдела Каспийского ВВМКУ им С.М. Кирова. Это к тому, что о проблеме могу судить не понаслышке. Система подготовки молодых людей к профессии офицера (квалифицированного военного специалиста, но в первую очередь – воспитателя молодежи с ненормированным рабочим днем), безусловно нужна. В существующем виде (суворовские и нахимовское училища) она неприемлема: система готовит не офицерский корпус, а офицерскую касту. Сужу главным образом по выпускникам нахимовского училища (имел в подчинении таких офицеров, занимался нахимовцами в училище). Спросите у командиров рот высших военно-морских училищ: хотят ли они иметь у себя в роте нахимовцев? Подавляющее большинство откажутся. Поэтому я против нахимовского и суворовских училищ, во всяком случае в нынешнем их виде. И если создавать их, то лишь (исключительно) для детей, не имеющих родителей и находящихся на попечении государства. Ни один ребенок, живущий в семье, приниматься туда не должен. А вот спецшколы в системе Минпроса (как это и было до войны) восстановить обязательно! Почему полноправно существуют математические, языковые и др. спецшколы и нет спецшкол военно-морских, военно-воздушных, военно-армейских, скажем? Категорически не согласен со сторонниками закрытых, с полностью казарменным режимом учебных заведений для мальчишек типа прежних кадетских корпусов. Казарменная обстановка не способствует правильному воспитанию ребенка, отнимает у него детство, воспитывает кастовость. Нужна сеть открытых массовых спецшкол, готовящих юношей и мальчишек к военной службе вообще, но целевым назначением – к специфической офицерской профессии. И не обязательно все до единого ученики спецшкол должны стать офицерами! Даже по окончании вуза далеко не каждый работает потом по полученной специальности! А чего же требовать от мальчишек? Главное достоинство спецшкол в том, что ребенок не отрывается от семьи. От жизни в обществе. Как мне представляется (и как это было в спецшколах) распорядок в спецшколе должен быть таким (примерно, естественно!): 6 часов классных занятий, обед (бесплатный) и отдых (не сон!), затем два часа самоподготовки и… по домам! Не позже 17.00! Утром и вечером (перед уходом домой) – утренний осмотр и вечерняя поверка. В летнее время – практика или при воинских частях или на местах (где есть условия!), причем руководителями групп назначать курсантов старших курсов военных училищ. Отбор в спецшколы – по успеваемости, рекомендациям администрации школ, с учетом медицинского заключения. Учебные программы перегружать военной подготовкой не следует: главным образом, общевойсковая и военно-морская подготовка. Срок обучения 2-3 года, т.е. причем с 8-9 класса (после 7 или 8 класса). Перевод в высшие училища – по результатам выпускных экзаменов с учетом характеристики на профпригодность за время обучения. Скажем, имеющие общий балл – 4.0 и выше переводятся без экзаменов. Менее 4.0 – сдают вступительные экзамены и, в случае непоступления, идут в школы прапорщиков и мичманов, в школы младших командиров. При приеме в спецшколы, при прочих равных условиях предпочтение отдавать детям из малообеспеченных семей. Специализировать спецшколы по родам войск, тем более по специальностям (конкретным), нецелесообразно, ибо это выходит за рамки задачи – подготовка к офицерской службе, к военной службе вообще. Конкретно в этом вопросе мальчишки разберутся к концу обучения с помощью воспитателей. Кто-то из ребят вообще откажется (или окажется непригодным) от военной карьеры – не беда, деньги на них будут затрачены не даром! Преподаватели спецшкол должны быть главным образом мужчины. Военруки (зам. директора) и воспитатели (из офицеров запаса), начальники военных кабинетов (прапорщики и мичманы) должны отбираться по конкурсу – это воспитатели воспитателей! Форма одежды, безусловно, военная, выдаваемая бесплатно (помню, с какой гордостью, “задравши нос” ходили по городу спецшкольники и с какой завистью мы смотрели на них!!!) Наконец, о расходах. Для Минпроса это не проблема, все практически останется “в рамках”. Для Министерства обороны пользы от этого будет несравненно больше расходов (профотбор не на 10-15 – минутной беседе, а в течение 2-3 – х лет, не считая сокращения некоторых других расходов). Создавать спецшколы следует в крупных городах (во всяком случае начинать – с них), по регионам. Если они “покажут” себя, в дальнейшем может быть рассмотрен вопрос и о приеме в спецшколы иногородних с обеспечением их жильем. Но… это уже будет опять тот же полный пансион! К рассуждениях о “военной косточке”: к сожалению, многие из нас, отслужив 25-30 лет офицерской службы, отрываются от реальностей жизни, пропитываются духом кастовости, болезненно переносят увольнение в запас, с трудом адаптируются к гражданской жизни. Многие, прослужив 5-10 лет, обнаруживают, что ошиблись в выборе профессии, разочаровываются в военной службе, но … “тянут лямку”. Если мальчишка проучится в спецшколе 2-3 года, да затем 5 лет в высшем училище – это вполне достаточно для этой самой “косточки” и для того, чтобы сделать выбор! Не потеряв детства! |
![]() |
![]() |
<<назад | ![]() |
Кадетская организация | Поиск однокашников | Кадетские биографии Исторический календарь | Кадетская библиотека | Учебные заведения |
||||||
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|
![]() |
![]() |