|
До начала празднования 70-летнего юбилея со дня открытия Санкт-Петербургского (Ленинградского) СВУ осталось 105 дней.
| | |
Из воспоминаний капитана Д. А. МОХНАТКИНА ...Кончился послеобеденный отдых. В классе собрались малыши-приготовишки. Они чинно сидят за партами, хотя каждого так к подмывает вскочить, побегать по комнате. повозиться с приятелем. Но рамки воинской дисциплины уже начинают действовать на них. Еще несколько дней на зад ребята были незнакомы друг с другом, а нынче многие уже подружились. В класс входит офицер-воспитатель. Все вскакивают I дежурный, смущаясь, срывающимся голосом докладывает о готовности классного отделения к занятиям. Офицер командует "Вольно!", садится за стол, раскрывает классный журнал. Он уже знает многих своих питомцев в лицо и по имени, но продолжает знакомиться. - Итак, - обращается он к суворовцам, - вы теперь не просто мальчики, а будущие военные люди, поэтому как только я назову чью-то фамилию, он должен встать, принять стойку "Смирно", громко ответить "Я!" и назвать свою фамилию и имя. Понятно? В ответ раздается нестройное: "Да-а!", "Поня-а-атно" "Ага-а!". Офицер прерывает крики: - Отставить разговоры! На вопрос старшего следует отвечать "Так точно!" или "Никак нет!". Понятно? - Так точно! - во всю мочь грянули ребята. - Ну вот, совсем другое дело, - улыбнулся офицер и, взяв в руки классный журнал, начал перекличку: - Суворовец Балабичев... Шустрый паренек вскочил из-за парты, вытянулся в струнку и отчеканил: - Я! Балабичев Александр! - Так уж громко кричать не стоит, мы же не в лесу, - улыбнулся офицер. - Если ли у вас родители, кто они, где живут? - Так точно! Мама работает в колхозе, а отец... - голос мальчика дрогнул, - а папа погиб на фронте... Один за другим поднимались вызываемые мальчики и рассказывали свои очень похожие истории. Офицер внимательно выслушивал каждого и делал пометки в своем блокноте. Он обвел взглядом весь класс: вот сидят они - его питомцы, его дети, с которыми ему предстоит прожить несколько лет, стать для них отцом и матерью, другом и наставником, старшим товарищем и руководителем на жизненном пути. А они такие разные не только по внешнему виду, но и по характеру, по душевному складу. Десятки глаз глядят сейчас на него с вниманием и настороженностью, голубые и черные, серые и карие, лукавые и серьезные, веселые и грустные. Сколько довелось повидать им на своем коротком веку такого, чего бы и взрослым не надо видеть... - Шошиашвили!.. - Я! Шошиашвили Элгуджа... - На офицера смотрят черные, как спелая вишня, глаза. Смотрят с тревогой и ожиданием. Но на вопросы воспитателя мальчик не отвечает, растерянно оглядывается на своего соседа. Рядом с ним поднимается такой же чернявый суворовец: - Товарищ старший лейтенант, - говорит он, - Шошиашвили грузин, он из горного села, по-русски знает плохо еще. Его мама пропал на фронте... - Мама?! - удивился офицер. - Ой, нет, - воскликнул мальчик, - "мама" по-грузински это "отец", папа. В классе смущенно прыснули. - Да, его мама, отец, потерялся на войне, а его дэда - мать умер недавно... Элгуджа был в детский дом и оттуда пришел суда... - закончил рассказ товарищ Элгуджи. А сам Шошиашвили стоял около парты, повернув голову к окну, его черные глаза-вишни блестели, полные слез, и в горле клокотал плач. Все ребята в классе затихли, сочувствуя товарищу. А после, в оставшиеся до начала учебного года дни, все ребята дружно и старательно помогали Элгудже осваивать русский язык и к 1 декабря мальчик вполне сносно обращался к офицерам и старшинам, без переводчика объяснялся с товарищами. Многие не только помогали своим нерусским товарищам, но и сами учились у них их языку. Гена Кирсанов в короткое время довольно сносно освоил армянский, все мы хорошо научились... ругаться по-армянски, по-грузински, а украинскую "мову" многие считали своим вторым родным языком. А когда в училище прибыла группа мальчишек из Югославии, все мы бросились помогать им и сами учились сербскому...
|
 |