www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6281
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности
 Воспитанник СУВОРОВ

С утра и до обеда ребята получали на складе обмундирование. Примеряли брюки, кители, шинели, потом подходили к сидевшему за столиком прапорщику Котову, и тот внимательно их осматривал, заставлял присесть, нагнуться, поднять руки, спрашивал: “Не жмет? Не сдавливает?”.

  • Меня не интересует, нравится вам или не нравится, - сердился он. Называя всех на “вы”. – Ведь не в магазине с мамой или бабушкой. Здесь я определяю, правильно ли выбрано обмундирование. Надеть на номер больше!

Саша пять раз примерял брюки, три раза ботинки и десять раз фуражку. То мала, то великовата, то козырек кривой… Наконец подобрал по вкусу, а прапорщик приказал заменить. Саше показалось даже, что помощник воспитателя насмехается над ним. Шинель в самый раз, а он заставил надеть другую. Саша схитрил: покрутился среди ребят и опять к прапорщику.

  • Ты мне не умничай! – повысил голос прапорщик, назвав его на “ты”. – Я что приказал?

Саша надел шинель на номер больше, а прапорщик опять:

  • Снять! Взять еще больше!
  • Но мне и это велико, - возразил Саша.
  • Что “это”? Пальто или шинель? Не оно, а она. – Заметив, что Саша покраснел, прапорщик объяснил, не повышая голоса: - Вы примеряете без кителя. Это раз. За год вы подрастете. Это два. Зимой теплое белье наденете. Это три.

От резкого запаха нафталина у Саши разболелась голова, а примерке все конца не было. Потом начали подбирать парадное обмундирование.

Ребят, надевших форменную одежду, не узнать. Борька Куц, казавшийся нескладным увальнем, стоит как на картинке. Пожалуй, он самый рослый суворовец. Саша подошел к зеркалу. Что-то не так, как у Борьки. Нет той безупречности во внешнем виде, но тоже хорош.

Прапорщика позвали к телефону. Он перепрыгнул через барьер и мгновенно схватил трубку.

  • Прапорщик Котов слушает!

Поискав глазами, крикнул:

  • Суворовец Суворов! Ко мне!
  • Я здесь, - отозвался Саша, стоявший в трех шагах от прапорщика.
  • На вызов надо бегом! Срочно к генералу! – приказал Котов. – И чтоб как я учил: “Суворовец такой-то по Вашему приказанию прибыл!” Хотя подожди-ка…

Саша замер, ожидая, что еще скажет прапорщик.

А он, сдерживая улыбку, приказал:

  • Доложите мне, как вы будете представляться генералу.

Саше было неловко: все ребята взвода смотрели на него.

 

  • Товарищ прапорщик! – стал рапортовать Суворов, но Котов остановил его.
  • Отойдите на пять шагов и докладывайте.

Саша отошел, потом сделал шаг вперед, приложил руку к головному убору и доложил:

  • Товарищ генерал! Я знаю, что вы прапорщик! Докладываю: явился по вашему вызову!
  • Отставить! – сказал Котов. – Стоп! Прежде всего – “генерал-майор” без всяких “знаю”. И не “по вызову”, а по “приказанию”. И не “явился”, а “прибыл”. Все ясно? Повторим.
  • Товарищ генерал-майор! По вашему приказанию прибыл! – бойко доложил Саша.
  • Кто? Кто прибыл? – возмутился прапорщик. – Горе моё!
  • Товарищ генерал… - хотел повторить Саша, но прапорщик махнул рукой.
  • Рысцой! Генерал ждет. Я еще займусь вами…

Саша побежал и тут же почувствовал скованность от непривычки к обмундированию. Мешали тяжелые ботинки, и китель, не позволяющий размахивать руками, и фуражка, спадающая на глаза.

В приемной Сашу ждал коренастый майор. Это был командир роты суворовцев Павлов.

  • Суворов? – спросил майор.
  • Да, я Суворов.
  • Отвечать надо: “Так точно!” – поправил майор.
  • Так точно! – повторил Саша.
  • Оставьте здесь головной убор, подтяните ремень. Вот так. А теперь заходите и докладывайте генералу.

Саша представился начальнику училища без запинки, но допустил оплошность. Он приложил руку к голове без фуражки; генерал сделал ему замечание, но приветствие повторять (как прапорщик) не заставил.

  • Как себя чувствуйте, суворовец Суворов? – спросил генерал.
  • Благодарю, хорошо! – ответил Саша.
  • С непривычки неудобно в мундире?
  • Так точно, неудобно. Вроде что-то мешает.
  • Ничего, привыкните. А как думаете учиться? – спросил сидевший возле стола полковник.
  • Буду стараться! - ответил Саша.
  • Товарищ Павлов, - обратился генерал к майору. – Нужно для всех девятиклассников, кто не успевает по русскому языку, организовать дополнительные занятия. Вы свободны, товарищ майор. – Когда тот вышел, генерал представил Саше сидящего за столом офицера: - Это полковник Садков – начальник политического отдела и мой заместитель по политической части. Он интересуется и вашей биографией. Коротко: кто отец, что вы знаете о его подвигах на фронте, если он участник войны…

Генерал пока не хотел раскрывать истинной цели вызова Саши и ни слова не сказал о сочинении. Быть может, отец Суворова вовсе не тот молодой офицер-знаменосец.

Саша начал рассказывать об отце, его детстве, боевом пути. Вскоре генерал стал заметно волноваться, закурил, чего он никогда не допускал в присутствии суворовцев, и едва сдержался, чтобы не подойти к мальчику и не обнять его, как родного сына.

  • Мне преподаватель русского языка и литературы показывал ваше экзаменационное сочинение, - сказал генерал. – Я с удовольствием прочитал. Вот только с грамматикой у вас плохо. Три балла с натяжкой для ученика московской средней школы мало. Вам нужно на это обратить внимание. Офицер должен быть грамотным. Одна ошибка в документе, который вам придется писать, - и мнение о вас у командования может сложиться очень плохое. А если подчиненные заметят, что вы безграмотно пишете, считайте, что авторитет потерян.

Едва генерал умолк, вопрос задал полковник:

  • Тот молодой знаменосец Вася Суворов, о котором вы написали, ваш отец?
  • Так точно, товарищ полковник! – ответил Саша. – Все, о чем я написал, было с моим отцом, Суворовым Василием Александровичем.
  • Он рассказывал вам об этом? – поинтересовался генерал. – Или вы случайно слышали?
  • Рассказывал. Много раз рассказывал.
  • А не знает ли ваш отец о судьбе знамени? – спросил полковник и тут же объяснил, почему его это интересует. – Будет создаваться музей пионерской славы. Это знамя было бы прекрасным экспонатом.
  • Нет, товарищ полковник, отец не знает. Он был тяжело ранен.

Генерал вышел из-за стола и, подойдя к Саше, сказал:

  • У нас создана группа юных военных историков, подключайтесь и выносите тему исследования о пионерских боевых знаменах.
  • Буду стараться, товарищ генерал-майор! – И тут же сказал: Меня интересует еще один исторический вопрос: не является ли генералиссимус Суворов моим предком?
  • Так, так, - сдерживая улыбку, произнес начальник политотдела. – Может быть, мы имеем дело с родичем генералиссимуса?..
  • Да, - оживился Саша. Мой дедушка, капитан первого ранга Суворов, и прабабушка очень похожи на генералиссимуса Суворова… По фотографиям, конечно...Дедушка погиб в боях с японским флотом, когда освобождали Курильские острова. А прабабушка умерла. Но фотографии имеются. А мой прапрадедушка участник русско-турецкой войны…
  • Значит, ваш род Суворовых сплошь военный? – спросил генерал.
  • Так точно! – смутился Саша. – Мой прапрадед под командованием Суворова совершал Швейцарский поход…
  • Все это хорошо, - мягко заметил полковник Садков, - но это еще не доказательство. У Суворова было много солдат в подчинении, и, возможно, были однофамильцы…Главное – не в фамилии. Только тот молодой человек достоин уважения, кто не прикрывается авторитетом своих родителей, а сам приумножает его своими достижениями в учебе, в труде и ратной службе.
  • Суворовец Суворов, вы свободны, - сказал генерал. – Желаю вам хорошо учиться.

Саша ответил, что он постарается не запятнать доброе имя своего отца.

Когда он рассказал прапорщику Котову о разговоре с генералом, тот заметил:

  • Лучше не досказать, чем лишнее сболтнуть. Но все это поправимо. Служба только начинается…

Через два дня было общее построение суворовского училища. Перед строем стояли генерал, офицеры – преподаватели училище.

Начальник училища читал приказ о зачислении суворовцев в училище, называл, кто командир взвода, кто командир роты, кому присвоено звание “вице-сержант”, потом генерал говорил о славных традициях Московского суворовского училища, называл фамилии генералов и Героев Советского Союза, окончивших когда-то это училище.

Саша на мгновение задумался, перенесся мысленно в Казахстан, в далекий лесхоз и вспомнил дедушка Никитича, который умер внезапно в тот день, когда Саша сдавал последний экзамен. Задумался и не слышал команды майора Павлова: “Направо!” запоздал с поворотом и чуть не упал, задев стоявшего слева суворовца.

Строем пошли по стадиону училища, стараясь идти ровными рядами и так же красиво, как ходят их старшие товарищи на параде, но получалось пока плохо, и Саше показалось, что только он идет правильно и не портит равнения в шеренге…

После построения суворовцев развели по учебным классам. Прапорщик Котов называл фамилии – удивительно, как он сумел запомнить ребят по именам и фамилиям, - указывал, кому за каким столом сидеть.

Когда все суворовцы были рассажены, он сказал:

  • Встать! Запомните свои постоянные места. Если занятия будут в других классах, всем занимать места в таком же порядке. Ясно? Са-дись!
  • А почему? – спросил суворовец Зубов. А может, я не хочу?
  • Потому что я лучше знаю, где сидеть Зубову. Кто повыше ростом, должен сидеть сзади того. Кто пониже ростом. А Юрий Архипов очки носит – ему поближе к доске надо. И никакой самодеятельности. Пересесть можете только с моего разрешения!

В класс вошел воспитатель капитан Лейко. Он был в парадном обмундировании, безупречно сшитом по его атлетической фигуре, красиво подстрижен и гладко выбрит.

Прапорщик подал команду:

  • Встать! Смирно! – Немного подождал, пока станет тихо, доложил: - Товарищ капитан! Второй взвод первой роты прибыл для встречи с вами. Помощник воспитателя прапорщик Котов!
  • Вольно! Прошу садиться, - сказал капитан Лейко.

Все сели, и опять стало очень тихо. Лейко взял со стола журнал учета посещаемости занятий и пояснил:
- Я буду называть фамилии. Каждый должен подойти к доске, написать свое имя и сесть на место.

Первым был вызван Юрий Архипов. Потом подходили к доске и другие ребята, и так же внимательно наблюдал Лейко за каждым движением суворовца, иногда делал пометки на своем листке.

 

Саша догадался, что капитан не только запоминает имена и фамилии, но и оценивает их манеру вставать из-за стола, выходить к доске, писать мелом. Когда подошла Сашина очередь, он встал без шума и бегом, потому что прапорщик требовал выполнять команды рысцой, подбежал к доске и написал: “Александр”. Не дождавшись разрешения капитана, возвратился шагом на свое место.

Когда все суворовцы написали свои имена, капитан встал и заговорил:

  • Наше знакомство только начинается. В дальнейшем мы лучше узнаем друг друга. Меня зовут Всеволодом Ивановичем. Фамилия – Лейко. Я закончил это же суворовское училище, служил в войсках, а теперь я ваш воспитатель – командир взвода.
  • С первых дней, - продолжал капитан, - мы будем приобщать вас к дисциплине, давать вам азы военного дела, научим жить по воинскому распорядку.

Капитан сказал, что суворовцы, помимо классных занятий, должны участвовать в работе кружков, заниматься в спортивных секциях и выполнять хозяйственные работы на территории и в здании училища, поддерживать чистоту и порядок в спальных помещениях и учебных классах.

  • Все это нужно и очень потребуется вам, когда будете офицерами, командирами подразделений и частей, военачальниками. И последнее: сегодня все вы очень плохо выходили к доске.

Капитан неожиданно подал команду:
- Прапорщик Котов, прошу!

Прапорщик энергично, но совсем бесшумно встал, быстро, но не бегом, подошел к доске, четко повернулся налево и доложил:

  • Прапорщик Котов.
  • Напишите мне ваше имя, - сказал капитан.

Прапорщик красиво вывел: “Евгений”.

  • Садитесь на место! – приказал капитан.

Котов так же быстро и бесшумно сел за стол.

  • Вот так нужно выходить для ответа или доске, когда вызывает преподаватель, - сказал капитан. – Мы будем видеться много раз в день. По всем вопросам прошу обращаться ко мне или к прапорщику Котову, очень опытному моему заместителю. – Быстро окинув взглядом класс, капитан спросил: - Вопросы есть?
  • Будут нас отпускать домой? – спросил Зубов.
  • Да. Но только тех суворовцев, у кого не будет двоек, у кого с дисциплиной будет все нормально.

Хотелось и Саше задать какой-то “домашний” вопрос, но он воздержался.

  • Вопросов больше нет? – спросил капитан и, услышав чье-то робкое “Нет”, сказал: - До свидания!
  • Встать! – громко приказал Котов, а когда капитан вышел из класса, уже тише: Са-дись! Теперь я скажу. Не умеете держать себя. Позор! Суворов бегает, Зубов стул свалил…

Прапорщик не обошел никого. Всем сделал замечания.

Саша чувствовал себя прескверно. Не нравилась ему опека командиров, ограничение в действиях: показалось, что его лишили свободы. Дома больше гулял, занимался стрельбой из лука. Обычно в школе внимательно слушал на уроке, все запоминал и потому совсем чуть-чуть сидел за учебниками.

Потребовалось срочно перенести книги на новые стеллажи. Прапорщик Котов не случайно выделил во время самоподготовки по математике для помощи библиотеке Сашу Суворова и Юру Архипова. Они в математике успевают лучше других. Но работали они недолго. Спустя полчаса пришел прапорщик.

  • Ну как, потренировали мышцы? Заканчиваете. Там каверзные задачки есть, - сказал он. А потом придем всем взводом минут за десять все перенесем.

Когда возвратились в класс, прапорщик предложил Саше решить задачу.

Саша без труда закончил решение и улыбнулся.

  • Это не сложно. Но нам преподаватель пока не говорил, как решаются такие задачи. А я увлекаюсь математикой и уже прочитал в учебнике несколько глав наперед.
  • Спасибо, Саша, - сказал прапорщик. – Молодец.
  • На то он и Суворов, - послышался голос Зубова. – С такой фамилией…
  • Прекратите, Зубов! – приказал Котов. – Встать!

Когда все встали, прапорщик не торопясь уложил учебники и журнал посещения занятий в портфель, а потом сказал спокойно и тихо:

  • Наш выпускник 70-го года по фамилии Козлов… Сережа Козлов, защищая границу, совершил подвиг и удостоен звания Героя Советского Союза…А ведь он не Суворов… Он Козлов. Ясно вам, Зубов? Теперь всем в библиотеку.

На вечерней прогулке, когда суворовцы в строю пели маршевую песню, Саша только делал вид, что поет. Совсем не было настроения. Мысленно повторял слова прапорщика: “А ведь он Козлов, а не Суворов…”.

“Сказание о суворовцах”. М., 1985

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System