www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6284
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности

В курсанты – подготовленную молодежь

Авдиев В.Я

Полковник-инженер запаса кандидат технических наук

выпускник спецартшколы

Вероятно, многие видели фильм “Нежный возраст” по сценарию А. Рекемчука, фильм о тех, для кого школа мужества войскового товарищества, идейной и физической закалки стала в предвоенные и военные годы специальная артиллерийская школа. Какой мальчишка не мечтал в то время стать командиром Красной Армии! Спецшкола для многих из них стала началом осуществления этой мечты.

Специальные артиллерийские школы были открыты по предложению Наркомата Обороны СССР в системе Наркомпроса в 1937 году с целью подготовки юношей к обучению в военных артиллерийских училищах. В 1940 году были открыты также специальные военно-воздушные и военно-морские школы. Оставаясь общеобразовательными (проходя программу 8-10-го классов) специальная школа давала учащимся основы военных знаний. Большое место в обучении занимала строевая и физическая подготовка. Несмотря на то, что воспитанники жили дома, за исключением того времени, когда часть школ была эвакуирована в восточные районы страны и находилась на казарменном положении, их обучение и быт строились в соответствии с воинскими уставами. Учащиеся несли внутреннюю и караульную службу, на два летних месяца выезжали в лагеря, участвовали в военных парадах. С гордостью носили “спецы” свою форму, близкую к форме командиров Красной Армии.

С 1 января 1944 года приказом Наркома Обороны для учащихся специальных артиллерийских и военно-воздушных школ были введены погоны со знаками различия, установленными для курсантов военных училищ.

Комплектованию и работе специальных школ уделяли постоянное внимание Наркомат Просвещения, ЦК ВЛКСМ, местные комсомольские организации. В школы привлекались опытные учителя, а для преподавания военного дела и специальных дисциплин – командиры Красной Армии из запаса. Старший военрук школы был кадровым военным.

За предвоенные и три первых военных года специальные артиллерийские школы выпустили около двадцати тысяч человек, которые после краткосрочного обучения в артиллерийских училищах становились командирами взводов и батарей. Многие из них пали смертью храбрых в сражениях Великой Отечественной.

Более двадцати пяти воспитанников, среди которых Тимур Фрунзе, были удостоены звания Героя Советского Союза. Бывшими воспитанниками специальных артиллерийских школ были известные военачальники, ученые, писатели, журналисты, деятели искусства.

В настоящее время Советы ветеранов, музеи “Боевой славы” и бывшие учащиеся специальных школ ведут большую воспитательную и военно-патриотическую работу среди учащихся в молодежи, готовящейся к службе в Вооруженных Силах. В статье И. Шатуновского “В гранит одеты” (“Правда”, 16.04.85 г.) рассказывалось о 2-й Специальной артиллерийской школе, её выпускниках и музее, начало которому положил бывший старший военрук школы полковник в отставке Е.И. Левит.

После выхода известного постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” стали создаваться суворовские и нахимовские училища, предназначавшиеся преимущественно для детей, оставшихся без родителей. Специальные школы и суворовские училища сыграли в свое время важную роль в подготовке достойного пополнения для военных училищ. Специальные школы в дальнейшем были упразднены (военно-морские в 1944 году, артиллерийские в 1946 году, военно-воздушные в 1955 году). Позже стали сокращаться суворовские и нахимовские училища.

В настоящее время работают восемь суворовских и одно нахимовское училища. Однако, как следует из недавно опубликованных статей В. Тараканова “Суворовцы” (“Правда”, 12.02.1987 г.) и П. Студеникина “Запишите нас в суворовцы” (“Правда”, 2. 06.1987 г.), состояние с комплектованием и обучением в них требует существенной перестройки. На остроту проблемы отбора кандидатов в военно-учебные заведения даже из числа военнослужащей молодежи обращается внимание в статье полковника В. Новосельцева “Кому быть курсантом” (Красная звезда, 7.07.1987 г.).

В связи с этим напрашивается мысль, не вернуться ли к прежним специальным школам (военно-подготовительным классам) в системе Министерства просвещения, в которых учащиеся-юноши, закончившие семь (восемь) классов и решившие связать свою жизнь с военной службой, могли бы одновременно с завершением среднего образования подготовиться к успешному продолжению учебы в военных училищах. Для юношей нерусской национальности одной из главных задач при этом могло бы стать более углубленное изучение русского языка. Немаловажное значение имеет то, что эти школы не требуют “закрытого пансиона для воспитанников”, как это было определено в упомянутом выше постановлении для суворовских училищ. Учащиеся, переходя в специальную школу, будут продолжать жить с родителями, вместе с которыми задолго до выпуска и получения аттестата зрелости сознательно определят свою будущую жизнь. Таким образом, задача формирования специальных военно-подготовительных школ может быть связана с задачами профориентации учащихся.

Проблема военных кадров, защитников Родины, не менее важна, чем проблема кадров в экономике, науке, технике.

 

 

 

Вейнберг Семен Львович

подполковник-инженер в отставке

117311, Москва, В-311, ул. Строителей, 5-5-32

тел. 131-51-64

С 1937 по 1946 год подготовка к обучению в военных училищах Советской Армии успешно выполнялась в специальных школах наркомпросов. Сначала были созданы артиллерийские (в 1937 году), потом военно-морские и авиационные спецшколы.

В 1987 году исполнилось 50 лет созданию артиллерийских спецшкол, которых было 17 (есть не уточненные данные о 18-й школе в г. Ташкенте). Почти во всех школах есть Советы ветеранов – выпускников спецартшкол. Представители всех школ собрались в прошлом году и решили отметить 50-летний юбилей создания школ, которые мы вспоминаем с большой любовью. Собранные по всем школам данные о службе и работе выпускников школ объединены в прилагаемом материале “Специальные артиллерийские”. “Правда” неоднократно писала о специальных артиллерийских школах. Одна из первых публикаций была 11.04.38 г. “Специальные школы для будущих командиров артиллерии”, а одна из последних 16.04.1985 г. “В гранит одеты”.

В последних абзацах прилагаемых материалов выражено общее мнение объединенного Совета ветеранов-выпускников специальных артиллерийских школ, о том, что возрождение специальных артиллерийских (или военных) школ необходимо в самое ближайшее время.

Моё личное мнение, что специальные школы лучше суворовских или подготовительных (существовали с 1946 по 1955 годы) училищ, так как ребята не отрываются от семьи, а освоение основ военного дела идет у них неплохо. Я окончил спецшколу в 1942 году, после трех лет учебы, и со своими товарищами мы за шесть месяцев изучили полный курс артиллерийского училища, как было записано в наших личных делах, только три или четыре наших выпускника получили звание “младший лейтенант”, а все остальные (120 человек) получили звание “лейтенант”.

Кроме того, обучение в спецартшколе стоит много дешевле, чем в училищах, и может быть организовано намного быстрее, чем создание новых суворовских или подготовительных училищ. Срок обучения – два или три года, должны решать специалисты, в зависимости от программы военного обучения.

 

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System