www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6303
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Ставропольское суворовское | Руководство Сп СВУ | Жизнь училища 1943-1962 гг.
Выпускники | Фотоальбом | Творчество

Наследники суворовской науки побеждать

В суворовском училище как военно-учебном заведении большое внимание уделялось военной подготовке. В первые годы было нелегко привить ребятам, привыкшим к вольнице, качества, необходимые им в будущем, отучить от вредных привычек, заложить с учетом возрастных особенностей основы общей и военной культуры. Большинство офицеров имели за плечами немалый жизненный и фронтовой опыт, однако надо было уметь передать его, методически грамотно обучать суворовцев военному делу. Поэтому командирам приходилось не только воспитывать суворовцев, но и самим учиться педагогическому мастерству. В училище стало традицией регулярно проводить с офицерами занятия по тактике, огневой, строевой и физической подготовке, изучались психолого-педагогические дисциплины, методика преподавания военных предметов, организации военно-патриотического воспитания. Важнейшим средством методической учебы офицеров являлся обмен опытом работы. Так, в 1946 году был обобщен передовой опыт командира роты майора Ф.М. Полещука. Его методические рекомендации по вопросам воинского воспитания суворовцев были напечатаны в "Военно-педагогическом сборнике" (М., 1946. Вып.2. -с.42-52). В 1960 году обобщен опыт командира роты подполковника С.М. Бабаева на тему: "Воспитание у суворовцев усидчивости и настойчивости". Опыт старшего преподавателя физподготовки подполковника М.А. Державца отражен в книге "Игры и развлечения: помощь спорторганизатору Советской Армии" (М.: Воениздат, 1951. -92 с.). Немало офицеров за время службы в училище закончили педагогические институты.
Наиболее интересным и важным периодом военной подготовки суворовцев был лагерный период. В лагере часто проводились марш-броски, соревнования по стрельбе и владению строевыми приемами с оружием, сборке и разборке винтовки, автомата, умениям и навыкам ориентироваться на местности. За время лагеря, получив хорошую военную и физическую закалку, еще теснее сблизившись с коллективом, подросток 10-12 лет на глазах становился сильнее и крепче, увереннее в себе, рассудительнее. И не было предела удивлению и восхищению родных и знакомых, когда после лагеря суворовец приезжал домой на каникулы.
Наряду с учебными занятиями в целях военно-патриотического воспитания широко использовались разнообразные формы внеклассной работы: военизированные игры, читательские конференции, встречи с участниками войны, викторины, тематические вечера, просмотры кинофильмов, посещения воинских частей и т.п. Незабываемые впечатления у воспитанников вызвали встречи в маршалами С.М. Буденным, А.Е. Еременко, Героем Советского Союза полковником А.Х.Бабаджаняном (впоследствии Главным маршалом бронетанковых войск), Героями Советского Союза И.Бочаровым, защитником Брестской крепости майором П.М. Гавриловым. Задушевно и интересно проходили беседы суворовцев с участниками войны, проходившими службу в училище, например, с начальником училища Героем Советского Союза генерал-майором Д.К. Мальковым, офицером-воспитателем Героем Советского Союза П.И. Сюткиным, старшиной роты кавалером трех орденов Славы, бывшим разведчиком Ф.Д. Морозовым и другими.
На одном из тематических вечеров, посвященном героям Великой Отечественной войны, организованном преподавателями литературы и истории, выступили с рассказами и суворовцы, которым довелось принимать участие в боевых действиях. Такие выступления стали традиционными.
Своеобразие системы, действующей в суворовских училищах, заключается в сочетании общего и воинского воспитания. С первых дней перед училищем была поставлена задача подготовить всесторонне развитых, образованных офицеров. Вот почему успехи в учебе являлись важнейшим показателем качества и эффективности педагогического процесса в целом.
В 1948 году состоялся первый выпуск. Из 47 человек - 10 золотых, 1 серебряная медаль, остальные получили аттестаты без троек. Их именами по праву гордилось училище. Ставропольское СВУ по итогам первого выпуска заняло первое место среди всех суворовских училищ страны. В краеведческом музее есть несколько фотографий суворовцев, достигших успехов в учебе, труде, дисциплине.
Успех этот не был эпизодическим. Например, в 1953 году 31 выпускник получил медали, в 1954 году из 25 человек, закончивших училище, медалистами стали одиннадцать. За четыре первых выпуска было присуждено 50 золотых и серебряных медалей.
Таков итог напряженного труда воспитанников и их наставников в первые, самые трудные годы жизни училища. В его судьбе, как и в судьбах других учебных заведений, наиболее памятные страницы всегда принадлежат первому поколению: они первыми примеряли суворовскую форму, были свидетелями вручения Знамени, по первому звонку сели за парты, они стали первыми выпускниками - зачинателями суворовских традиций. Они по праву заслужили уважение, авторитет у последующих поколений воспитанников.
За плодотворный труд по обучению и воспитанию суворовцев, успехи в совершенствовании методического мастерства, распространение передового опыта лучшим преподавателям были присвоены почетные звания. В разные годы звание Заслуженного учителя РСФСР получили подполковник М.П. Заикин, майор Г.А. Годный, звание Отличника народного просвещения - К.Д. Скорикова. Майор В.Г. Гниловской - кандидат географических наук, Отличник народного просвещения, Отличник просвещения СССР. Он автор одной из лучших книг о Ставрополье, которая вышла в 1974 году вторым изданием.
Подбор учительских кадров, их творческое отношение к делу, престижность суворовских училищ в обществе, вера воспитанников в необходимость своего жизненного предназначения, хорошие материальные условия - все это способствовало достижению высоких результатов в учебе. Со дня основания училища преподаватели математики и физики К.Д.Скорикова, Е.Я.Яценко проделали огромную работу по методическому обеспечению предметов естественно-научного цикла. Ими разработаны программы, составлены примерные задачи с учетом уровня подготовки учеников, проявлено немало упорства в оборудовании кабинетов, демонстративных приборов, наглядных пособий и технических средств обучения. Многое делалось вместе с воспитанниками.
В училище стало традицией устраивать ежегодные выставки творчества суворовцев, и всегда ведущие места занимали разделы, связанные с научно-техническим содержанием. По примеру училища такие выставки стали проводиться и в школах города. Не случайно по окончании училища более половины выпускников поступали в военно-технические училища. Впоследствии наших выпускников можно было встретить в качестве научных сотрудников в военных НИИ, другие преподавали в военных училищах и академиях. Более двадцати докторов и кандидатов наук получили аттестат зрелости в Ставропольском СВУ. Среди них Ю.Н. Глазков, В.Головин, И.Н. Горбунов, С.Д. Гусаревич, Л.Н.Захаров, Е.А. Ковалёв и другие. И все единодушно заявляют, что путь к вершинам научных знаний они начали с суворовского.
Большое значение придавалось гуманитарному образованию, художественному и эстетическому воспитанию суворовцев. Преподаватели истории Д.Л. Сальникова, Г.А. Годный, Т.Т. Фастунов, К.Е. Юдин во главе М.П. Заикиным, совместно с работниками библиотеки постоянно готовили исторические бюллетени, посвященные памятным датам. Наверное, не было такого суворовца, которому не пришлось написать хотя бы один реферат. Регулярно выпускалась газета "Отчизна", а умеющие рисовать и чертить постоянно работали над оформлением стендов, плакатов, макетов, схем былых сражений. Исторические дисциплины, мастерство преподавателей определили будущие специальности тех ребят, кто с детства увлекся этими науками. Среди них О.Зинченко, А.Авдеенко, Г.Алюшин, И.Горбунов, С.Гусаревич, Ю.Жданов, В.Матвиенко.
Мысли и чувства многих выразил бывший суворовец, в потом курсант военного училища Ю.Жданов: "Вы укрепили во мне, - пишет он учителю истории подполковнику Заикину, - взлелеянную моим отцом любовь к Родине - самое верное, самое сильное и правдивое чувство. Тому, что есть хорошего в моем сердце, в мыслях моих, я во многом обязан Вам, Максим Петрович, - нашему любимому преподавателю" ("Красная Звезда". 1951, 28 июля). Часто получает педагог такие письма. Они волнуют и радуют его, они свидетельствуют о том, что учитель шел по верному пути в своей работе.
Одной из характерных особенностей общеобразовательной подготовки в суворовских училищах является углубленное изучение иностранных языков. С целью разговорной практики в училище систематически проводились дни иностранного языка (не только в течение календарного учебного года, но и в лагерный период). Многие воспитанники и преподаватели до сих пор помнят доклады сув. Ю.Дурова и В.Захарова, сделанные на английском языке. С начала пятидесятых годов в училище издавался рукописный журнал "Юный переводчик".
В газете "Ставропольская правда" за 1951 год есть фотография: суворовец С.Хворостиков и И.Шмуйло беседуют с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Руфой Гашевой, которая во время войны служила в гвардейской женской авиачасти под командованием легендарной Марины Расковой. Она прибыла в училища, будучи студенткой Московского института иностранных языков, на педагогическую практику. На её встречах с суворовцами и школьниками города не только звучали рассказы о войне, но и проходили концерты художественной самодеятельности: на иностранных языках исполнялись и читались песни. В одном из вечеров приняли участие и самые маленькие суворовцы, сообщает газета, - на английском языке они исполнили инсценировку "Живой алфавит", хор воспитанников исполнил на английском языке "Гимн демократической молодежи" и песенку Паганеля из кинофильма "Дети капитана Гранта". Успешное овладение иностранным языком зависло не только от личных усилий воспитанников, но и от мастерства, настойчивости педагогов: майоров К.И.Котти, И.А.Попова, А.Г.Терехова, М.А.Минкелевича, Н.Т.Потемкина, Р.Синявской и других.
И все же с литературой соревноваться другим предметам трудно. Её просто любили. Когда еще не было телевидения, чтение было любимым занятием в часы досуга. (Отметим, что в библиотеке имелось 40 тыс.томов.) В училище действовали литературный и драматический кружки. С 1944 года выпускался рукописный литературный журнал "Юный суворовец". За 16 лет в нем опубликовано 515 произведений 242 авторов, которые написали 386 стихотворений, 11 поэм, 81 рассказ, 4 пьесы, 30 статей. Впечатляющие цифры! Активными сотрудниками журнала были суворовцы И.Лопатин, Ю.Штыхно, В.Романенко, Д.Кондратюк, К.Патлых, К.Федоров, А.Коротин, Б.Рачков, С.Савельев, Ю.Потемкин, В.Веселый, И.Лощилов, М.Левицкий, А.Мамонтов, А.Аборин и другие. Любовь к литературе как искусству слова у некоторых воспитанников переросла в профессиональные интересы: А.Коротин - писатель; суворовский поэт В.Черкашин - сотрудник "Красной Звезды", автор нескольких поэтических сборников.
Все, кто попадал в училище первый раз, искренне поражались большому количеству написанных маслом картин. Но мало, кто верил сразу, что это дело рук преподавателей рисования и черчения капитана В.К.Гомерова и его учеников. В.К. Гомеров прибыл в училище в феврале 1944 года и сразу же организовал кружок "Юный художник". За время его деятельности в работе кружка приняло участие несколько сотен ребят. А для суворовцев Г.Чувалова, Ю.Бородина увлечение художественным творчеством переросло в дело всей жизни: они стали профессиональными художниками. Еще в суворовском Гаррий Чувалов увлекся скульптурой, и вскоре его работы стали экспортироваться на городских и краевых выставках, посылались в Ростов, Москву. Одна из первых работ юного скульптура - бюст А.В.Суворова (1952 г.). Затем последовали другие: композиция "Спортсмены", "Прощание со Знаменем", бюст Геннадия Голенева. Портрет отца он вылепил по фотографии, похвала бабушки - самая верная оценка его удачи. После окончания суворовского Г.Чувалов поступил на скульптурный факультет Киевского архитектурного института.
Всегда содержательными и интересными были внеучебная деятельность и досуг суворовцев. Помимо предметов кружков, в училище был прекрасный клуб, существовал музыкальный и танцевальный ансамбль, общеучилищный хор. Обязательным предметом были танцы. Постоянно проводились спортивные праздники и соревнования, вечера отдыха. Не забывали суворовцев и известные артисты. В училищном зале, в то время самом просторном в городе, выступали с концертами ансамбль Л.Утесова, певицы Лидия Русланова и Мария Мордасова, Воронежский хор, мастера эстрады Ю.Тимошенко и Е.Березин. Установились тесные с краевым драматическом театром имени М.Ю.Лермонтова. Запомнилась суворовцам встреча в училищном клубе с известными мастерами спорта, среди которых многократный чемпион СССР легендарный боксер Николай Королёв. Его показательный бой вызвал у зрителей настоящий восторг.
В 1959 году в газете "Красная Звезда" вышла статья "Суворовец не должен быть белоручкой". Суворовцы никогда ими не были. Да и могло ли быть иначе. С каким старанием воспитанники ухаживали за лошадьми! Майору В.В. Лёвину не надо было просить почистить конюшню, напоить или засыпать корм - все это делали ребята. Постоянно суворовцы трудились на полях - помогали в уборке кукурузы, помидоров, свеклы. На заработанные деньги приобретались спортинвентарь, радиоприемники, электропроигрыватели и другие ценные предметы быта, досуга. "Дни нашей жизни заполнялись до отказа, - вспоминает О.В.Зинченко в своей книге "Мы - суворовцы". - Даже удивительно, как мы успевали совместить в день столько дел: восемь-десять часов классных занятий, кружки, спортивные секции, репетиции самодеятельности. Мы поддерживали порядок в помещениях и на обширной территории училища, строили летние лагеря, сажали деревья и лесополосы, ухаживали за опытными участками и лошадьми. С удовольствием работали в столярной, слесарной и переплетной мастерских. Изготавливали картодержатели, циркули, линейки, макеты, стенды, ремонтировали простейшую мебель и переплетали библиотечные книги… Много полезного с точки зрения трудового воспитания получил каждый воспитанник в стенах суворовского училища. И если впоследствии приходилось показывать солдатам, как надо мыть или натирать пол, переплести книгу, оформить стенд, то мысленно обращались к своим воспитателям и благодарили их за эту науку".
В училище действительно были хорошие условия для разностороннего развития ребят. Это подтверждает жизненные судьбы многих наших воспитанников. Т.Касумов занимал должность министра здравоохранения Аз.ССР; В.Рогов - врач, кандидат медицинских наук; А.Данилов - кинорежиссер; Ю.Цапко - юрист; А.Балов - Заслуженный тренер СССР; С.Рагимов и Б.Рачков - экономисты, кандидаты наук, авторы нескольких монографий.
С суворовского училища начали путь к генеральским звездам А.Андриенко, Ю.Глазков, И.Горбунов, О.Зинченко, Б.Степанов, Д.Кондратюк, Ю.Бочаров, Ю.Гуреев, И.Гаврилов, С.Гусаревич, В.Дмитриев, Г.Зуевич, В.Ермакович, А.Иванов, Е.Ковалёв, Е.Куделин и другие.
Училище вырастило двух Героев Советского Союза - летчика-испытателя О.В.Гудкова и летчика-космонавта, Лауреата Государственной премии СССР в области науки и техники Ю.Н.Глазкова.
Многие офицеры, окончившие Ставропольское суворовское, за образцовое выполнение долга отмечены наградами Родины.
В разгар войны в училище приехала группа детей-сирот из Югославии. Наши суворовцы тепло приняли посланцев братского народа, во всем старались помочь им. Суворовская школа сроднила, оставила память друг о друге на всю жизнь. В.Авдеев посвятил югославам следующие строки:

Здесь все они окрепли, возмужали,
Здесь обрели всеобщую любовь,
Здесь каждому из нас за братьев стали -
Как поименно их не вспомнить вновь?

Баскетболисты братья Стево и Никола Люич, художник Геро Татич, боксер Ристич, Белак, Бекович, Боровчанин, Пайконович и другие. После выпуска ребята вернулись на Родину, но не забывают братьев своих, поддерживают с ними связь. В 1983 году на 40-летие училища в Ставрополь приезжали Буно Душан, Савва Палдрмич.
В одном из стихотворений, опубликованном в 1960 году в газете "Молодой ленинец", суворовец Валерий Черкашин пишет:

Умчится юность в зрелые года,
Вихрастный чуб подернет седина,
Но пусть в груди моей горит всегда
Огонь суворовских горячих дней.

Училище по праву гордится своими выпускниками. Их профессиональная деятельность, успехи в службе, культура и моральные качества свидетельствуют о высоком качестве подготовки, об эффективности системы обучения и воспитания, действовавшей в Ставропольском суворовском.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System