www.svu.ru |
Новости Газета Гостевая книга Форум Контакты |
|
Выпускники | Фотоальбом | Творчество Отношение к слову "кадет" и к тем, кого им в прошлом называли, у наших выпускников весьма неоднозначное. В известном постановлении от 21 августа 1943 года прямо сказано: "… организовать девять суворовских училищ по типу старых кадетских корпусов". Суворовскими училищами было заимствовано очень много из опыта управления данными заведениями, есть общее в системах обучения и воспитания, в обустройстве быта, в организации досуга и т.п. Не удивительно, что и военная форма суворовцев соответствовала военному обмундированию воспитанников кадетских корпусов. Некоторые суворовские училища открывались в тех городах, где раньше располагались кадетские корпуса и военные гимназии. Например, Орловское СВУ открыто в тот год и день, когда Орловскому Бахтина кадетскому корпусу исполнилось сто лет. На митинге по поводу этого события звучал призыв продолжать традиции предшественников, многие из которых отличились при защите Отечества. Кадетский корпус, находившийся в Варшаве, назывался Суворовским. Не исключено, что это и послужило примером для названия наших училищ. Интересна и такая деталь. Многие уверены, что слова "один за всех, все за одного!" - это правило, рожденное в советское время. Однако это девиз Вольского кадетского корпуса. Если в сороковые годы связи СВУ с опытом кадетских корпусов и военных гимназий воспринимались в пониманием, без идеологической тенденциозности (хотя задача наполнить старую форму новым содержанием обязательно подчеркивалась), то в конце пятидесятых положение изменилось: также связи стали вызывать страх и беспокойство у наших идеологических наставников. Достаточно сказать, что вышедшая в 1958 году книга Н.И.Алпатова, с научно-педагогических позиций анализирующая деятельность кадетских корпусов и военных гимназий (кстати, и по сей день являющаяся одним из лучших исследований на данную тему), была изъята из библиотек суворовских училищ. Что же общего в деятельности СВУ и кадетских корпусов? Прежде всего - это цель учебных заведений подобного типа: они призваны в первую очередь готовить мальчиков школьного возраста к военной профессии. Однако не только будущие офицеры, но и будущие государственные чиновники, дипломаты, ученые, писатели, артисты обучались в кадетских корпусах и военных гимназиях. Немало деятелей культуры, науки, спорта прошли суворовскую школу воспитания. Благодаря накопленному богатейшему опыту учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах сложилась своеобразная педагогическая система, основу которой составляло оригинальное сочетание общего и специального обучения и воспитания. Творческое использование этой системы в новых условиях, сохранение её главных элементов во многом способствовало успеху деятельности и суворовских училищ. Преемственность сохранялась также в одном из важнейших принципов комплектования: кадетами и суворовцами становились в первую очередь сыновья заслуженных офицеров, тех, кто пострадал при защите Отечества. Система поощрения наиболее отличившихся кадет сформировалась в те годы, когда Сухопутным кадетским корпусом руководил И.И.Бецкой. Награждали золотыми и серебряными медалями, знаками отличия, книгами, учебными пособиями (серебряными готовальнями, зрительными трубами и другими предметами), имена лучших заносились в почетную книгу с золотым тиснением. В последующем успешно закончившие курс кадеты получали право без экзаменов поступать в лучшие, наиболее престижные училища Петербурга, Москвы. Выпускники суворовских училищ, ранее направляющиеся в основном в командные училища, теперь принимаются без экзаменов во все высшие военно-учебные заведения, в том числе, и с пятигодичным сроком обучения. И поныне существуют книги и доски с именами наиболее отличившихся воспитанников. Во время гражданской войны уцелевшие корпуса кадет были вывезены за границу. Благодаря стараниям бывшего выпускника Российского пажеского корпуса принца сербского Александра часть воспитанников была размещена в Югославии. Есть югославская страница и в истории суворовских училищ: в старшие приготовительные классы (в том числе, и Ставропольского СВУ) были направлены в годы войны девяносто мальчиков-югославов, чьи родители погибли в борьбе за освобождение родины. С самого начала кадетские корпуса завоевали популярность у дворянских семей. Первым отдал своего сына в кадетский корпус сенатор Новосильцев, затем кадетами были записаны Милославские, Васильчиковы, Вельяминовы, Протасовы, Репнины, Долгорукие, Волконские, Голицыны и другие. Было время, когда из кадетских корпусов выходили офицерами - корпуса по существу заменяли воспитанникам и гимназию, и университет. И в последующее время кадетские корпуса являлись лучшими средними учебными заведениями России, имели более высокий (это отмечают не только бывшие воспитанники, но и ученые-педагоги, историки) уровень подготовки, по сравнению, например, с гражданскими гимназиями. И это не случайно. К примеру, во второй половине XIX века в военном ведомстве были сосредоточены лучшие педагогические кадры, на протяжении полувека издавался научно-методический журнал "Педагогический сборник", имевший большую популярность среди педагогической общественности. Единственный в России педагогический музей был открыт при военном ведомстве. Достаточно сказать, что на воспитанника в конце прошлого столетия тратилось в год в среднем 400-450 руб. Сумма по тем временам немалая. Помимо общеобразовательных и специальных военных дисциплин, во внеучебное время преподавались такие предметы, как строевая подготовка, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение, танцы. При кадетских корпусах имелись свои театры, хоры, оркестры, издавались рукописные литературные и художественные журналы, альбомы. Летом старшие роты вывозились на 5-6 недель в лагерь. Регулярно устраивались смотры лагерей. Посещали эти смотры и высочайшие особи. Так, в июле 1890 года Государь посетил смотр лагерей под Петергофом. На смотр был представлен сводный батальон строевых рот Пажеского и столичных кадетских корпусов. В изданном по этому случаю приказе отмечалось, что Государь "изволил остаться доволен правильностью ружейных приемов, стройностью движения и замечательною тишиною в строю" (Дополнение к Высочайшему приказу по Военному ведомству. 10 июля 1890 // Педагогический сборник, 1890, август, с.20-21). Создание в годы войны суворовских училищ, подбор педагогических кадров, окружение настрадавшихся подростков заботой и вниманием, полноценное питание, военная форма, немыслимые по тем временам возможности для нормального быта, досуга - все это требовало немалых средств. И тем мальчишкам, которые попали в эти условия, можно откровенно сказать, счастье улыбнулось. И хотя Высочайшие особы не посещали наше училище, нетрудно заметить, что многое в быте, учебе кадет и суворовцев было похожим. На этом фоне благополучия не так уж легко понять и однозначно оценить причины беспорядков, имевших место в ряде училищ. И здесь опыт прошлого может быть полезен, так как волна бунтов в разные годы прокатилась и по кадетским корпусам. Осознать обстановку, которая способствовала их возникновению, помогают воспоминания бывших кадет, в частности, повесть А.Куприна "На переломе" ("Кадеты"), исследования ученых (Дьяков В.А. О беспорядках воспитанников Полтавского кадетского корпуса // Украинский исторический журнал, 1970, №1-с.52-62). Анализируя причины кадетских бунтов, воспитатели отмечали, что виной всему были утрата человечности и усиление формализма в отношениях между воспитанниками, но с одной стороны, и офицерами - с другой. Конечно, условия закрытого учебного заведения, в которых в течение семи лет живут и учатся дети разных возрастов, не могут быть идеальными. Были, к сожалению, негативные явления и в суворовской среде. Всем, кто прошел суворовскую школу, они хорошо известны. И все-таки и у кадет, и у суворовцев преобладают другие воспоминания. Та обстановка закрытого военного заведения формировала особый дух в его стенах, традиции, которыми воспитанниками дорожили, гордились всю жизнь. Это был, по точному наблюдению русского писателя Н.Лескова, "дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перерастают быть людьми и становятся холодными эгоистами, не способными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести. Да иначе и нельзя было: дух дружбы и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался им быстро и подчинялся ему с каким-то священным восторгом". Не знаем, встречал ли кто из нас суворовца, который не согласился бы с мнением бывшего воспитанника Первого петербургского кадетского корпуса Н.С.Лескова, рассказывающего о своем кадетском детстве в повести "Кадетский монастырь". Организация в России и странах СНГ суворовско-нахимовских клубов - одна из форм сохранения и передачи новым поколениям духа товарищества, лучших традиций, начало которым было положено с первых лет существования СВУ, в том числе и тех, которые впоследствии были расформированы. Суворовско-нахимовские клубы - это и действительное средство поддержки тех воспитанников, их наставников, кто нуждается в помощи. Вот почему многие клубы юридически оформлены, пытаются (и небезуспешно!) заниматься коммерческой деятельностью. Есть и Международный союз суворовских, нахимовских и кадетских объединений, координирующий работу региональных клубов. Только в последние годы стали возможны контакты наших суворовцев с объединением российских кадетских корпусов в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Париже, а также в Австрии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле. В объединения эти входят наши бывшие соотечественники, воспитывавшиеся в кадетских корпусах в эмиграции. В 1991 году в Москве впервые состоялась встреча посланцев этих объединений с правителями суворовских клубов. Один из гостей, Игорь Козлов, в своем выступлении на встрече сказал: - Дорогие друзья! Мы росли в разных условиях, но это нас не разъединяет. Наше желание - работать на пользу России. Если будет возможность оказать помощь, то мы сделаем это. Мы воспитаны на принципах долга, чести и благородства во всем, что касается России. Я не нахожу слов приветствовать Вас и пожелать Вам всем личного благополучия. Это первый наш официальный визит, и я уверен, что наша работа будет успешной. Теперь мы объединены центром кадетской связи в Сан-Франциско… Цель - связать все объединения и всех кадет воедино… (Вестник, 1992, №2.с.14.) Трудно усомниться в искренности высказанных пожеланий. Кадеты и суворовцы должны пожать друг другу руки. Нельзя передать словами всю горечь разочарования, охватившего каждого из нас, когда стало известно решение о расформировании Ставропольского и некоторых других СВУ. Вот почему к каждой нашей встрече прослеживается не только грусть от сознания уходящего все дальше в прошлое времени нашей юности. Еще сильнее и глубже переживается печаль утраты училища - печаль, подобная той, которую переживаешь с потерей родного дома. Остается только позавидовать и вместе с тем порадоваться за наших братьев-суворовцев, которые соберутся на юбилейную встречу в действующих сегодня суворовских училищах. В прошлом на юге России было три кадетских корпуса: в Новочеркасске, Владикавказе и Тифлисе. В конце сороковых годов, как известно, суворовские училища в северо-кавказском регионе действовали в Орджоникидзе, Новочеркасске и Ставрополе. Сейчас нет ни одного. Наступит ли тот день, когда на улицах Ставрополя вновь можно будет встретить мальчишек в красных погонах? Вопрос не из области литературных мечтаний, как может показаться на первый взгляд. Кто мог предполагать, что в 1991 году в Ульяновске на базе танкового училища будет создано СВУ и история Симбирского кадетского корпуса, таким образом, получит возможность для своего продолжения? В 1992 году в Новосибирске открыт кадетский корпус, цель которого - готовить мальчиков не только к военной, но и к гражданской деятельности. В 1993 году кадетский корпус образован в Краснодаре, открываются казачьи школы. Недавно начал действовать мужской лицей в Волгограде. И хотя это закрытое учебное заведение для подростков сугубо гражданское, в его жизни есть некоторые сходные черты с жизнью суворовцев. В городе Георгиевске Ставропольского края для мальчиков создана военизированная казачья гимназия. Организаторы казачьего движения в крае не исключают возможности открытия подобной гимназии и в Ставрополе. В дореволюционном прошлом кадетские корпуса содержались не только на государственный счет. "В разных губерниях, - сообщается в Словаре Брокгауза и Эфрона, - постепенно возникали кадетские корпуса, устраиваемые на счет казны или местного дворянства, а также на пожертвование отдельных лиц (Аракчеева, Бахтина)". Опыт прежнего и настоящего, таким образом, все же позволяет надеяться, что по улицам Ставрополя еще пройдут суворовцы или кадеты. И вполне может статься, что среди них окажутся наши внуки и правнуки. |
<<назад |
Кадетская организация | Поиск однокашников | Кадетские биографии Исторический календарь | Кадетская библиотека | Учебные заведения |
||||||
|