www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6281
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Курское СВУ | Единые судьбой и долгом | Будем помнить и вспоминать | Героизм Где бы мы ни были | Фотоальбом | Кадетское творчество | Учителя и воспитатели
С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ - ЕЕ СЫНОВЬЯ

В Курск, учиться в суворовское военное училище, когда вокруг свирепствовала глубокая осень, Пашку Курилова привез из теплого солнечного Азербайджана отец. Мужчина сильно сутулился и все время надрывно кашлял в платок. Он упросил начальство Курского СВУ принять вступительные экзамены у сына с опозданием, потому что ему, во что бы то ни стало, необходимо было пристроить мальчишку. Отец уже знал, что у него - последняя стадия туберкулеза и жить ему оставалось совсем немного.
Пашка беззаботно крутил в руках желтую и какую-то неправильную грушу и с интересом поглядывал на белобрысого мальчика-ро-весника, которого в училище привезла мать, Это был мой отец -Славик Кузнецов, в десять лет  изъявивший желание учиться военному ремеслу самым настоящим образом.
- У тебя груша - неправильная,- первым начал разговор Славик. Пашка совсем не обиделся и протянул грушу Славику.
- На, попробуй! И совсем это не груша! Это - айва.
Славик, родившийся и выросший в Тульской области, даже не представлял, что на свете есть и такие фрукты. Айва необыкновенно пахла, ее тончайший аромат и неожиданный вкус, как-то сразу скрасили горечь разлуки с родителями. И Пашка со Славиком подружились, как братья.       Это уже потом, когда будет прожита большая часть их жизни, мой отец позвонит полковнику запаса Павлу Александровичу Курилову, который сразу его не узнает, И только напоминание про спелую евлахскую айву и далекое детство - все поставит на свои места. Курс, на котором учился мой отец, неожиданно станет последним - в одночасье Курское суворовское училище перебросят на Дальний Восток и суворовцы продолжат свое образование уже в стенах Уссурийского суворовского училища.
Так вот, это учебное заведение Павел Курилов закончит с золотой медалью. Мой отец получит заслуженное серебро, и пути их разойдутся. Павел уедет в Минск в высшее радиотехническое инженерное училище войск ПВО страны. Потом продолжит образование на командном факультете военной академии ПВО в Калинине (ныне это Тверь). И успешно закончит Академию Советской Армии. Он будет служить в войсках, семь лет кряду работать помощником военного атташе в Вашингтоне и военным советником в Никарагуа.
У моего отца военная карьера сложится иначе. Он сразу поступит в Ленинградское ВОКУ, расквартированное в Петродворце. Потом будет служить в Венгрии в Южной группе войск, и Кантемировской дивизии под Москвой, а потом - в Заполярье, в удивительном местечке с красивым финским названием   Алакуртти, что в переводе на русский язык означает "Долина рос". Там действительно без конца и без края прячутся в обильных росах клюквенные поляны и царит грибное северное изобилие.
Все эти интересные факты из отцовской биографии вдруг "всплыли" из небытия минувшей зимой. Однажды, получив очередной номер "Красной звезды", отец прочитал про успехи полковника Евгения Георгиевича Торсукова. И, как говорятся, пошло-поехало. Дело в том, что Женька Торсуков тоже учился с отцом и в Курске, и в Уссурийске и даже в Петродворце. Выяснилось, что нынче он работает на кафедре зарубежной военной информации в военном университете в Москве. Отец оставил наш белевский телефон и Евгений Георгиевич позвонил сам.
   Женю воспитывала бабушка. Его мама тяжело болела и много времени проводила в специализированной больнице. Женя был почти земляком отца. Он родился в деревне Горбатовке, Мценского района Орловской области. После учебы в Ленинграде, он уехал в Москву и поступил в Военный институт иностранных языков. В нем он работал, а кандидатскую диссертацию защищал на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. 
В свои неполные шестьдесят лет Евгений Георгиевич пишет стихи и сочиняет песни. Его можно увидеть в заставке к субботней телепередаче "В нашу гавань заходили корабли".
Вместе с другим мценским мальчишкой - Костей Пшеничным, Женя гостил в семье отца в Белеве. Костика воспитывала одна мама. Она и настояла на учебе сына. Сначала в Курском суворовском училище. Потом был Уссурийск, учеба в Петродворце. Кстати, Ленинградское ВОКУ Константин Леонидович Пшеничный закончил с "красным" дипломом. Его ждал Военный Краснознаменный институт КГБ и интереснейшая работа в странах Ближнего Востока. В частности, в Сирии, в Ираке и других странах.
В конце зимы поздним вечером в нашей квартире .раздался звонок.
Как же обрадовался мой отец голосу Александра Перевозникова. На другом конце провода - реакция аналогичная. Саша Перевозников пришел на курс к суворовцам уже в Уссурийске. Родился он на Байкале. Золотой суворовец (имею ввиду его золотую медаль), поступил в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию им. маршала Советского Союза Говорова, окончил ее и ушел "на гражданку".
  Всего однажды свела судьба моего отца, тогда офицера, и Сашу Перевозникова где-то в Подмосковье. В вокзальном кафе братья-суворовцы, как полагается, выпили за неожиданную встречу по рюмке болгарского коньяка, запив тост теплым яблочным компотом. Оказывается, были в нашей стране такие времена, когда даже витрины кафе пустовали.
Сегодня Александр Ксенофонтович Перевозников работает в кампании "Славнефть".
И еще я расскажу об одном друге отца. О Вите Крылове. Пожалуй, среди всех суворовцев он был самым благополучным. Отец-полковник служил на Краснознаменной Амурской флотилии, а мама часто приглашала в гости моего отца. Как правило, приглашения эти попадали на дни зимних каникул. И оба суворовца - Виктор и Вячеслав ехали к Крыловым в Хабаровск. Они даже внешне были, схожи. И оба за учебу в суворовском училище получили "серебро".
Виктор Крылов окончил Военную академию химической защиты, адъюнктуру и преподавал в этом учебном заведении. Сегодня Виктор Федорович Крылов, полковник запаса, он преподает в Московском государственном социальном университете.
Почему я решил обо всем этом написать? Причин тому много. Неоднократио я разглядывал коллективную фотографию шестнадцатого выпуска Курско-Уссурийского суворовского училища, но всегда, словно бы мертвую. И только минувшей зимой ожили дорогие мне теперь лица. Все эти люди по-настоящему дороги моему отцу, а следовательно, маме и мне.
Бывшие суворовцы-братья готовятся нынче к сорокалетию своего выпуска. Эти встречи проходят в Курске и в Москве.
Более того, исполняется шестьдесят лет с момента создания в 1943 г. в нашей стране суворовских и  нахимовских училищ. Сначала таких училищ было девять, а в сорок четвертом прибавилось еще шесть.
Какие кадры выросли из тех мальчишек, кем они стали? Отец часто рассказывал мне, что у них преподавали лучшие учителя, специально отозванные с фронтов Великой Отечественной войны.
Прошлым летом я тоже поступил в военный институт, а потом круто поменял решение. Пока мне очень нравится избранная специальность фельдшера, но сколько в жизни можно успеть, понял я, узнав недавно круг отцовских друзей, их святое суворовское братство и безграничную любовь к великой России,  воспитавшей их.

Сергей Кузнецов. Май 2003 года, г. Белев

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System