www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6281
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 

09.09.2006 — Члену Совета попечителей Санкт-Петербургского Суворовского военного училища,Председателю Совета Федерации Федерального Собрания России господину МИРОНОВУ С.М.

Уважаемый Сергей Михайлович!  Еще раз заявляю о моей полной поддержке решения о восстановлении института попечительства государства и общества  над кадетскими учреждениями России. Я рад Вашему решению возглавить эту работу. 
Готов  бескорыстно  помогать Вам в этом деле.
Позволю себе поделиться некоторыми мыслями и пожеланиями по этому поводу.
1. Очень важно провести эту работу без излишней спешки, привлечь к ней людей, любящих детей, педагогов по образованию и по призванию, людей,  не перегруженных многочисленными другими  должностными и общественными обязанностями. Желательно, чтобы среди них  были бывшие (и настоящие) кадеты. Пожалуйста, обратите внимание на то, чтобы участники этой работы были бы независимыми людьми, которые не держатся за свою должность в  кадетских или министерских учреждениях и которые будут готовы познакомиться с  историей кадетства в России, в СССР, в других странах, а также в сегодняшней России.  Мне кажется, что  будет целесообразно  сначала получить в письменном виде конкретные предложения заинтересованных лиц
и только после этого обсудить их вместе с ними.  Когда определится  оптимальное решение, видимо, не стоит торопить принимать его.
  Как мне видится  институт попечительства государства и общества?
А) Центральный небольшой координационный  Совет попечительства над кадетскими учреждениями, состоящий из уполномоченных членов Советов попечителей и уполномоченных представителей самих кадетских учреждений (не начальников их), а также  представителей  Министерства обороны, других силовых ведомств, органов образования и ученых-педагогов.
Б) Советы попечителей кадетских учреждений, состоящие из представителей местных органов власти, деятелей науки и  культуры, военнослужащих  с большим опытом работы, особенно в области военной педагогики, предпринимателей.   Желательно, в основном, бывших воспитанников различных кадетских учреждений.
       Могут спросить, не будет ли пересекаться деятельность Совета попечительства с Международной ассоциацией  «Кадетское братство»?
Нет.  Ассоциация объединяет местные союзы и другие объединения кадетских учреждений, а  Совет попечительства координирует деятельность Советов  попечителей суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов.
Конечно, согласование работы необходимо.

Хочу подчеркнуть, что мои предложения  касаются  кадетских учреждений Министерства обороны и  других силовых ведомств.  Работа кадетских учреждений органов народного образования (кадетские корпуса, интернаты, школы, классы) заслуживает всяческой поддержки и участия военных ведомств.  Мой личный опыт обучения в довоенной артспецшколе  Наркомпроса и полезное участие спецшкольников в  войне говорят в пользу сохранения и упорядочения работы таких кадетских учреждений.
2. Необходимо исходить из того, что  нельзя работать с суворовцами, нахимовцами и кадетами, как с солдатами, предъявлять к ним требования как к взрослым, как к солдатам, обращаться с ними как с солдатами и пр.
К сожалению, сейчас это один из главных недостатков  воспитания кадет.
До выпуска и до поступления в высшие учебные заведения они еще дети,  грубость и несправедливость командиров любого ранга может убить романтические мечты мальчишек, убить патриотические чувства, убить желание служить в наших Вооруженных Силах.  В особом внимании  нуждаются сироты, я не согласен с одним из руководителей Министерства обороны, заявившим недавно, что армия не должна заниматься благотворительностью. Наша армия всегда занималась благотворительностью, проявляла заботу о детях военнослужащих, о сиротах. Даже во время войны были сыновья полков, а суворовские и нахимовские училища создавались во время войны прежде всего, не только для ребят, выбирающих себе военную дорогу в жизни, но и просто обездоленных войной.
  Сейчас таких обездоленных очень много, их накормить, обучить, воспитать, дисциплинировать, разбудить  патриотические чувства, лучше всего смогут кадетские учреждения Министерства обороны, которое для этого должно получать специальное плановое финансирование по бюджету.
3. Идут споры об организации работы кадетских учреждений. Я думаю, что лучшим вариантом был бы такой:
         Суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых министерств должны иметь двухгодичный срок  обучения (10 и 11 классы). Дело в том, что в школе сейчас девятилетнее базовое образование и совсем нецелесообразно прерывать его после 8-го класса. Двух лет кадетского обучения и воспитания вполне достаточно для того, чтобы под-готовить мальчиков к дальнейшему обучению в ВВУЗ,ах. При этом они не успеют погасить желание дальше служить в Вооруженных Силах.

Почему сейчас многие выпускники  не стремятся  поступать в военные вузы?
Большой объем антиармейской информации, который они получают по ТВ, в газетах, по радио, от родных и знакомых, в сочетании с солдафонской практикой некоторых офицеров-воспитателей, дают адекватные негативные настроения. Имеются данные и о том, что некоторые «воспитатели», желая иметь дешевый авторитет, рассказывают ребятам всякие грязные истории о военной службе, а в выступлениях ветеранов иногда звучит такое превосходство старых поколений над нынешней молодежью, что эффект от таких выступлений бывает крайне негативный.  Уже с первого курса для кадет должны практиковаться выступления  руководителей  высших военных училищ, университетов, институтов, обладающих педагогическими знаниями и опытом. Хотя бы изредка нужны встречи с армейскими генералами и офицерами. Причем это должно проводиться не с высокой трибуны в большом зале, а в камерных условиях, непосредственно в классе, в подразделении, в воинских частях.
  В одном из корпусов во время проверки, один из проверяющих – генерал обратился к кадетам с предложением обратиться к нему с жалобами или предложениями без разрешения своих командиров. Командиры сказали «только попробуйте!» и никто не пришел к наивному генералу!
 Приведу другой пример: в одном из училищ гарнизонная поликлиника решила провести тестирование 200 выпускников для «выявления» наркоманов. Был использован  дорогостоящий тест на 5 видов наркотиков, которые в соответствии с инструкцией применяются  только для in vitro диагностики и только если вид УПОТРЕБЛЕННОГО  наркотика неизвестен. В итоге у троих ребят (из 200!!!) получили положительный результат.  Двоим из них разрешили повторить тестирование и получили желаемый для них и их родителей отрицательный результат. Для третьего мальчика – сироты, не повторили  тест, сказали, что дорого (!) и  записали, что он не годен для поступления в ВВУЗ.  И вот вполне нормальный мальчишка, который никогда не пил, не курил, ничего не нюхал, был объявлен наркоманом! Заодно, на всякий случай записали парню еще и пару хронических заболеваний  (обследование крупных специалистов опровергло  это!) Только благодаря доброму вмешательству начальника училища и окружной медицинской комиссии,  парень прошел вторичное медицинское обследование и был признан годным для поступления в ВВУЗ. Однако, после всех перенесенных унижений, пролитых слез, мальчик не захотел учиться в военном вузе, а в гражданский вуз поступить просто не хватило сил.
4. Все кадетское образование следует разделить на две части:  суворовские и нахимовские училища Министерства обороны и других силовых ведомств и  кадетские корпуса, школы-интернаты, кадетские  классы  органов народного образования ( с участием  силовых министерств).
Убежден в том, что не надо ставить задачу готовить в этих училищах и корпусах только будущих курсантов военных вузов  и не надо взыскивать с начальников этих училищ и корпусов за то, что не все выпускники выбирают  военную карьеру. В нашей стране можно привести много примеров, когда
мальчики, прошедшие школу  пажеского и кадетских корпусов,  военных спецшкол, военных училищ и академий, становились  не только отличными офицерами, выдающимися полководцами, но и выдающимися учеными, писателями, композиторами, художниками, государственными деятелями…
   Можно и сегодня привести немало примеров, когда  дети некоторых  государственных деятелей (Вы знаете такие примеры), окончив суворовские училища, становятся бизнесменами  и чиновниками.  В этом не было бы ничего страшного, если такие возможности имели бы все талантливые ребята, особенно сироты.
5. О сиротах. Сегодня сироты пользуются некоторыми льготами при    поступлении в училища и корпуса. Но беспокоит большой процент отсева этих ребят уже на первом курсе.  Конечно они слабее подготовлены и имеют больше проблем со здоровьем, ростом и весом, чем некоторые откормленные маменькины сынки.  Некоторые из них с детства курили, даже пробовали алкоголь. Я предлагаю установить льготы для сирот на весь период обучения в училищах и корпусах.  Нужны для них дополнительные занятия, причем педагоги должны поощряться за это – морально и материально. Сейчас есть формально время для дополнительных занятий, но очень часто в это же время планируются другие очень важные мероприятия ( строевая, физическая подготовка и пр.)
          С курением тоже надо бороться дифференцированно, некоторых мальчишек надо терпеливо воспитывать,  причем делать это без сигареты в своих собственных зубах.  Также как отучать ругаться матом без собственной  привычки к ненормативной лексике.
Учитывая повсеместную борьбу с курением, было бы полезно при входе в училища и корпуса вывешивать объявление: « На ВСЕЙ территории училища    ВСЕМ  курить запрещается!» И никакой организации специальных курилок!
6. Об учебном процессе. Ребята должны получать не начальное военное образование,  а подготовку к получению военного образования в ВВУЗ,ах.
Мальчишкам нужна и интересна строевая подготовка с участием в военных парадах, знакомство с оружием, с основными положениями воинских уставов. с военной историей России, физическая подготовка.
А вот преподавание  обычных учебных предметов нуждается в корректировке. Почему –то  училища и корпуса лишены привилегий аналогичных гражданских учебных учреждений,  где по усмотрению своих педагогических советов и  своего руководства можно  изменять программы в соответствии с сегодняшними потребностями. Программы настолько перегружены  и настолько некоторые преподаватели хотят улучшить успеваемость по своему предмету, что
дают непосильные домашние задания, не считаясь с тем, что есть и другие задания.  Не редкость, что наиболее добросовестные ребята, стремясь выполнить эти задания,  просыпаются задолго до подъема (в 4 - 5 часов утра!) и «делают уроки» в ущерб здоровью и в ущерб нормальному настроению.
Некоторые программы можно безусловно сократить (по усмотрению педсоветов и руководителей училищ и корпусов).
В то же время следует уделить больше внимания компьютерной подготовке
и изучению иностранных языков.   В самое трудное время после войны в училищах почти каждый день были занятия по иностранному языку, проводились дни, когда можно было разговаривать и учиться только на иностранном языке, выпускникам давали свидетельства военных переводчиков.
Все это потребует серьезного пересмотра кадров преподавателей и офицеров-воспитателей, для которых знание компьютера и хотя бы одного иностранного языка надо сделать обязательным. В наш век не так уж сложно в любом возрасте с помощью электронных средств овладеть языком или усовершенствовать его.   Конечно, нужны и материальные стимулы,  пришло время, когда надо помочь приобрести персональные компьютеры.
    Очень беспокоит «засилье» преподавателей-женщин в кадетских учреждениях.  Пришло время решать эту проблему. Воспитать мужчину по-настоящему может только мужчина. Женщина-учитель зачастую, даже не желая этого, вносит в воспитуемых феминистские качества.  В идеале было бы приглашать работать учителями кадетских учреждений  преподавателей – офицеров с хорошим педагогическим образованием и опытом работы.  Сейчас немало отличных специалистов  имеют  звания офицеров в запасе и в отставке.

Пришло время для сокращения количества обучаемых кадет в классах до  20 или лучше до 15 человек.  Надо безусловно пересмотреть  штатные категории и должностные оклады офицеров.  Оптимальный вариант такой:
         Офицер-воспитатель – подполковник.
         Командир роты, батальона, зам. начальника училища – полковник
         Начальник училища --  генерал-майор,  контр—адмирал.                                        
В старой России иногда на должность начальников юнкерских училищ назначались полковники ( даже Николай П был полковником), Но в кадетские корпуса старались назначать заслуженных генералов. Для мальчишек это был определенный стимул. И не надо бояться, что после выпуска кадет попадет в ВВУЗ, где его начальниками будут  офицеры в меньших званиях!
Такой вариант не только повышает престиж офицеров в глазах кадет, но повышает для них престиж и привлекательность самих Вооруженных Сил.          А сами  офицеры будут больше дорожить своей должностью и лучше работать.
   Есть важнейшая задача, которую сложно, но необходимо решить. Это педагогическое образование офицеров-воспитателей. В дальнейшем это должно стать главным условием назначения на должность офицера-воспитателя.
  Заслуживает подражания опыт Омского кадетского корпуса, где в каждой роте есть заместитель командира по воспитательной работе. Это дает возможность взводным офицерам-воспитателям  значительно больше внимания уделять  самоподготовке кадет, больше времени находиться вместе с взводом.
7. О культурном образовании и воспитании.  Два года обучения  кадет, особенно в крупных городах, таких как Санкт-Петербург, дают возможность  уделить
этому вопросу серьезное внимание. Суворовцы, нахимовцы, кадеты посещают театры, концерты,  музеи,  подробно знакомятся с достопримечательностями города, участвуют в смотрах самодеятельности, конкурсах литературных вечерах.  В Санкт-Петербурге  в Суворовском и Нахимовском училищах пятый год проводятся  симфонические лекции-концерты. Всего по 4 раза в год,  но ребята на всю жизнь запоминают, что они  слушали серьезную симфоническую музыку и для некоторых посещение таких концертов становится культурной потребностью. К сожалению,  такие методы культурного образования и воспитания не всегда приветствуются. Так один из московских проверяющих недавно осудил такое использование культурных ценностей  великого города.
Он сказал, что «чем симфонии разводить», лучше бы больше занимались военной подготовкой.
  Я глубоко убежден в том, что в наше время, когда на ребят обрушивается поток информации, в том числе и крайне негативной, надо воспитывать патриотов не только призывами  любить Родину, но и давать возможность  познать все ее богатства, ее культуру.
8.  О методах воспитания кадет. Нельзя забывать, что мы имеем дело с детьми  15 – 17 лет, главный метод – это терпеливое разъяснение и убеждение. Известны случаи рукоприкладства офицеров и прапорщиков, оскорблений, унижения человеческого достоинства. Применяются в нарушение уставов и всех положений педагогики коллективные наказания – весь взвод делает по 20 приседаний, бегает по территории, многократно повторяет команду «подъем – отбой» и т.д.
За проступок одного все подразделение лишается увольнения, а само увольнение организовано так, что на выход в город, на поездку к родным и знакомым остается 2,5 – 3 часа, хотя в большом городе этого времени не хватит  даже на    проезд.
   Как правило, к кадетам офицеры обращаются  на «ты» и зачастую ведут разговор на повышенных тонах, в грубой форме.
  Зачем же удивляться тому, что далеко не у всех мальчишек крепнет желание  отдать всю жизнь военной службе?
  Большое значение имеет физическая подготовка, на которую по-моему планируется недостаточно занятий.  В так называемое «личное время» не всегда есть возможность посетить спортзал, поиграть или позаниматься самостоятельно – спортзалы иногда заняты посторонними организациями или просто закрыты.
9. Особое внимание надо обратить на питание бурно растущих мальчишек. Причем формально нормы питания нормальные, но во-первых качество продуктов оставляет желать лучшего, продукты следует получать на складах, где получают продукты для детей, а не на солдатских складах, с иногда прошедшими сроками.  Детям нужны в большем количестве овощи и фрукты.  Огромные супермаркеты   могли бы в шефском порядке  детей подкармливать.
10. Хорошо бы восстановить шефство предприятий и учреждений над кадетскими учреждениями, особенно это касается театров, музеев, концертных организаций.  Раньше даже кондитерские фабрики шефствовали над суворовцами,  без ущерба для себя, иногда угощали мальчишек сладостями.
11. В настоящее время обсуждается вопрос о формах общественного контроля над Вооруженными Силами.    В кадетских учреждениях осуществлять общественный контроль (если это потребуется) могли бы  Советы попечителей и, во всяком случае, не т.н. «Комитеты солдатских матерей», которые упорно добиваются этого в каких то своих личных целях.
По этой же причине непригодны для контроля и родительские комитеты.
12. Конечно, любые серьезные реформы требуют серьезного финансирования.
Но если мы хотим по-настоящему воспитать будущих защитников Родины,
профессионалов, патриотов, образованных, дисциплинированных, культурных офицеров, надо не жалеть на это средств.  Примером для нас служит то, что в самые тяжелые годы войны, советское правительство не пожалело значительных  расходов на кадетское обучение и воспитание. Был показан  пример того, как важно во-время обеспечить будущее Вооруженных Сил, будущее страны.
   Я снова прошу Вас поставить вопрос о выделении средств на строительство  нового спального корпуса для Санкт-Петербургского СВУ. Есть проект,  есть место, есть разрешение строить,  но нет денег.

Уважаемый Сергей Михайлович, примите уверения в самом высоком уважении

Заместитель председателя Совета попечителей
Санкт-Петербургского суворовского военного училища,
член Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев
и кадет, журналист,  подполковник в отставке                  


                                                                             
Соколов-Хитрово Владимир Александрович


предыдущая новость | следующая новость

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System