www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6281
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 

14.02.2007 — АРГУМЕНТ МОСКОВСКОГО «КАДЕТА»

Более шести часов продолжался бой недалеко от Аллероя в середине января 2000 года, когда всего одиннадцать разведчиков-десантников вступили в схватку с полутора сотнями чеченских боевиков. О его ожесточенности говорит такая деталь: к моменту подхода первых взводов парашютно-десантного батальона, спешивших на выручку, у командира разведывательной группы старшего лейтенанта Романа Щетнева в магазине оставалось лишь восемь патронов. Почти пустыми были магазины и у его солдат.

     За полтора года службы в Чечне выпускник Московского суворовского военного училища со своим небольшим подразделением совершил более трехсот разведывательных выходов. В то время на его военную долю выпало участие примерно в тридцати крупных боестолкновениях с террористами, причем полтора десятка боев офицер считает «серьезными».
     Наряду с цифрами здесь важны по меньшей мере еще два обстоятельства, которые наиболее убедительно характеризуют не только самого Романа Щетнева, но и едва ли не каждого офицера Воздушно-десантных войск. За месяцы специальных командировок в зону боевых действий лишь однажды – под Аллероем – разведчики вступили в бой, после того как боевики открыли по ним огонь. Во всех других боевых ситуациях именно десантники атаковали террористов, подчас не обращая внимания на то, что численный перевес, как правило, был на стороне бандитов. И второе: несмотря на ранения, которые в боях получили и сам молодой офицер, и некоторые его разведчики, командир взвода не потерял убитым ни одного солдата.
     Именно за тот бой под Аллероем, когда десантники проявили мужество, которое сродни самоотверженности фронтовиков Великой Отечественной, командир разведвзвода старший лейтенант Роман Щетнев удостоен звания Героя Российской Федерации.
     
* * *

     Несмотря на относительную молодость, уже через несколько месяцев участия в контртеррористической операции у Романа Щетнева, впрочем, как и у многих других офицеров, появилось то, что принято называть индивидуальным боевым почерком. Пожалуй, ни один следующий разведывательный выход десантников не был похожим на предыдущий. Сам же офицер считает, что наряду с отличной выучкой его солдат и сержантов значительную роль в боях сыграло умение внезапно оказываться там, где бандиты тебя меньше всего ждут. Именно так произошло и под Аллероем.
     Боевая задача, полученная разведчиками накануне, ничем особым на первый взгляд не отличалась. Парашютно-десантному батальону предстояло занять район обороны под высотой с отметкой 935,5, откуда боевики все чаще давали о себе знать обстрелами. Дело же взвода старшего лейтенанта Романа Щетнева – продвигаясь впереди боевых порядков рот, не только разведать местность и обеспечить безопасность десантных подразделений на марше, но и по возможности выявить позиции бандитов.
     Три старших лейтенанта и восемь солдат ушли в горы, как всегда, ночью. У каждого практически неподъемный груз бое-
     припасов: по полтора десятка снаряженных магазинов, пулеметные ленты, выстрелы к «подствольникам», гранаты, специальное оружие и приборы ночного видения. И минимум того, что в бою не потребуется. Сухие пайки накануне были привычно располовинены: в десантные рюкзаки наряду с флягами перекочевали прежде всего пастила да сгущенка в тюбиках – сладкое, в этом разведчики убеждались уже не раз, лучше всего притупляет чувство голода.
     В течение нескольких предрассветных часов десантники уже в который раз на себе проверяли, что же на самом деле кроется за нейтральными цифрами, обозначающими высоту на карте. Разбившись на боевые «двойки», разведчики метр за метром преодолевали лесные завалы и небольшие лощины, стремясь как можно незаметнее подняться по крутому склону на те самые девятьсот с лишним метров.
     Разведчики искали укрытия боевиков, и многие косвенные признаки свидетельствовали, что они здесь, где-то совсем близко. Похоже, не зря старший лейтенант Роман Щетнев выбрал для разведывательной группы наиболее трудный из всех возможных маршрутов – он вел-таки к противнику. С другой стороны, в случае необходимости подмога сюда если и сможет подойти, то лишь с боем. Собственно, чуть позже так и произошло.
     
* * *

     …Первая пулеметная очередь ударила по десантникам внезапно, едва они по краю обрыва вышли к небольшой поляне, занесенной свежим снегом. За несколько километров от своего парашютно-десантного батальона горстке разведчиков удалось обнаружить тех, кого они так настойчиво искали. Солдаты, буквально вплотную подойдя к хорошо замаскированному боевому охранению боевиков, столкнулись с террористами глаза в глаза. Позже Роман Щетнев скажет, что боевикам лишь в этом случае – тем самым утром 16 января 2000 года – удалось первыми открыть огонь по его группе: ни до, ни после многочасового боя под Аллероем такого больше не было никогда.
     Считанные мгновения потребовались разведчикам, чтобы, рассеявшись по лесной вырубке, обрушить на бандитов всю мощь огня своего небольшого подразделения. Даже кавказские горы в том бою были на стороне солдат русской армии.
     Например, сапер старший лейтенант Михаил Бачой лично убедился в неправоте поговорки о том, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. Еще как попадает! Граната, выпущенная боевиками, шлепнулась как раз в воронку от предыдущего разрыва, откуда вел огонь офицер. Покрутилась, пошипела рядом с ним и… не разорвалась.
     Дважды рожденным может считать себя и сержант Денис Гороховский. В ходе боя снаряд разорвался всего в каких-то полутора-двух метрах от него, оглушил, контузил, однако ни одним осколком не задел.
     Зато с лихвой в те часы досталось командиру разведгруппы старшему лейтенанту Роману Щетневу – по московскому «кадету» пристрелялся чеченский снайпер. Стоило офицеру едва заметным движением обозначить себя, как незамедлительно следовал снайперский выстрел. Переползти некуда – чуть впереди справа арткорректировщик старший лейтенант Сергей Мураев по рации уточняет координаты для батареи. Слева затаился собственный снайпер – невозмутимый сержант Азат Ганиев. Именно он после очередного выстрела с горы по-солдатски простодушно и предложил командиру:
     – Товарищ старший лейтенант, высуньтесь еще разок – я его тут же «сниму». Не сомневайтесь, не промахнусь.
     «Снял» – правда, чуть позже – досаждавшего разведчикам снайпера наводчик-оператор боевой машины десанта рядовой Александр Волков: он вогнал осколочный снаряд прямо в замаскированную щель, из которой едва выглядывал ствол винтовки.
     
* * *

     Между тем ситуация обострялась, складывалась отнюдь не в пользу десантников. В отваге и решительности русские солдаты никому не уступают, только врагов почему-то довольно часто оказывается больше.
     Перед тем, как начать сжимать вокруг разведчиков плотное полукольцо, боевики открыли по ним огонь сначала из гранатометов, затем применили самодельные безоткатные пушки и вооружение, снятое с боевых машин. Когда счет уничтоженным боевикам перевалил за полтора десятка, появился первый раненый и среди разведчиков: осколки разорвавшихся снарядов задели младшего сержанта Евгения Далингера.
     Казалось, до рукопашной схватки остаются считанные минуты. Как ни старались десантники экономить боеприпасы, их запас таял на глазах – на счету был уже каждый патрон. Сокращалось и расстояние между боевиками и разведчиками, теперь их разделяли лишь несколько десятков шагов. Солдаты приготовили к бою последние гранаты…
     В самые напряженные минуты затянувшегося боя, когда жизнь разведчиков висела буквально на волоске, Роман Щетнев увидел подползавших на выручку солдат своей разведывательной роты, затем услышал рев двигателя – экипажу головной боевой машины десанта все же удалось подняться на предельно крутой склон. Затем в бой вступили первая, чуть позже вторая роты парашютно-десантного батальона. Исход боя был предрешен.
     – Иначе и быть не могло, – вспоминая о пережитом, говорит Роман. – Дело наше правое…
     С таким аргументом не поспоришь.
Сергей Богданов, "Красная Звезда"

предыдущая новость | следующая новость

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System