www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Биография | Наследие Суворова | Указатель имен | Терминологический словарь

Суворов уделял большое внимание вопросам разведки. Комбинируя агентурную и войсковую разведку, занимал базисные и наблюдательные посты. Большие и малые отряды противника, попадавшие на Люблинский участок, редко выходили оттуда без крупных потерь. Кроме того, Суворов зорко наблюдал за всем происходящим, учитывал малейшие изменения, часто переносил места расположения не только главного гарнизона и штаб-квартиры, по и второстепенных гарнизонов. Он ввел в обиход новые формы связи. Весьма важным и новым для военного искусства того времени было требование Суворова к своим подчиненным и просьба к начальникам соседних участков добиваться постоянной связи и взаимодействия.

Боевой опыт первых двух лет войны с польскими конфедератами показал, что чрезмерная осторожность и медлительность действий часто приводили к неудаче при самых благоприятных условиях. И Суворов требовал от своих подчиненных умения сочетать осторожность и предусмотрительность с решительностью и отвагой. Александр Васильевич издал ряд приказов, а также написал много писем, в которых разъяснял, какой вред приносят делу донесения, преувеличивающие силы противника.

Полководец учил широко использовать холодное оружие пехоты и конницы. Для успеха штыковой атаки, по его мнению, требовался более глубокий, чем линейный и сомкнутый боевой порядок. Колонны в сочетании с рассыпным строем применялись в борьбе с конфедератами, по всей видимости, довольно часто, хотя прямых указаний на это имеется немного. Однако и имеющихся упоминаний вполне достаточно, чтобы говорить о новом этапе в развитии тактики колонн в сочетании с рассыпным строем.

Уничтожить партизанский отряд в бою или хотя бы нанести ему серьезное поражение крайне трудно, если только командир этого отряда не допустит крупных ошибок. Высокая подвижность почти всегда позволяет партизанскому отряду выйти из боя. Поэтому преследование, самое решительное и неотступное, имеет особенно важное значение. Однако и в этом случае партизанский отряд получает крупные преимущества благодаря знанию местности, что дает ему возможность оторваться от преследующих. Чтобы лишить партизанский отряд и этих преимуществ, преследование, по мнению Суворова, должно вестись быстро, решительно и неотступно. Именно такого преследования и требовал Суворов в своих указаниях о ведении войны с конфедератами.

Регулярная армия, по мнению Суворова, способна превзойти партизанские отряды в подвижности только путем смены подразделения, утомленного преследованием, свежим подразделением. В ряде документов полководец обязывал подчиненных применять именно такую систему преследования противника. Однако широкого применения она тогда не получила из-за несовершенства средств связи и неточности карт.

Суворов советовал офицерам избегать ношения яркой одежды, делавшей их заметными па местности и среди войск, но тогда из этого не было сделано надлежащего вывода (защитное обмундирование было введено более чем через сто лет).

Еще больший интерес представляют публикации о мероприятиях по устранению выявившихся недостатков. Уже 3 марта 1771 г. намечается обширная программа боевой подготовки войск, в которой Суворов на исторических примерах показывает необходимость обучения войск не только до войны, но и в ходе ее. Командир полка, по мнению Суворова, должен лично руководить боевой подготовкой, проверять ее. Когда командир полка устраняется от этого, то даже отлично обученный полк быстро утрачивает свои боевые качества, что и случилось с Суздальским полком, когда им командовал полковник Штакельберг.

Публикуемые письма свидетельствуют о большом внимании Суворова к сохранению тайны. И это внимание его не случайно, ибо сохранять военную тайну в тех условиях было чрезвычайно трудно: среди населения было много платных агентов противника, широким каналом разглашения тайны были также генералитет и офицерский состав, общавшийся с польскими помещиками.

Большой интерес с точки зрения развития военного искусства, в частности, искусства управления войсками представляют события под Ландскроной. Одна из причин поражения опытного французского генерала Дюмурье заключалась, по мнению Суворова, в том, что он пытался применить сложную форму маневра, которую его плохо обученные и слабо сколоченные войска были не способны выполнить.

Победы Суворова оказали большое влияние на развитие военного искусства не только в России, но и в других странах. Быстрота маршей во время этой войны, решительность действий, широкая инициатива, предоставляемая подчиненным, частые штыковые атаки в сомкнутых боевых порядках, роль в этих атаках прицельного огня егерей, неотступное преследование разбитого противника — все это важные элементы нового военного искусства, получившие развитие на Западе только много лет спустя.

Осенью 1772 г. Суворов был отозван из Польши, а весной следующего года он уже находился на Дунае. Суворов прибыл в действующую армию, когда война вступила в решающий этап. Турция и Россия нуждались в скорейшем окончании бойни.

Суворов быстро сориентировался в новой обстановке. 6 мая он вступил в командование Негоештским отрядом. Глазомер, быстрота и натиск, выработанные Суворовым в предшествующих двух войнах, широко применялись им и в русско-турецкой войне.

Так, благодаря инициативе, находчивости и тщательной подготовке операции была одержана блестящая победа при Туртукае. В диспозиции Суворов писал: «Атака будет ночью с храбростью и фуриею российских солдат». Намечалось бить противника последовательно по частям. Суворов отдал распоряжение наступать сначала на «первой незнатной лагерь, потом, пробиваясь до нашинских палат, где у них лагерь поменьше, а наконец и версты три оттуда далее до их лагеря побольше».

Суворов всегда был верен принципу: врага не сбивать, а уничтожать, лишая его таким образом возможности вновь вступить в боевое соприкосновение с русскими войсками. Но во всех случаях русский полководец требовал проявления милосердия к пленным и раненым, указывал: «Весьма щадить жен, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но невооруженные».

Поиск на Туртукай вошел в историю военного искусства. Задача была выполнена полностью, и Суворов, разрушив укрепления, благополучно переправился обратно на левый берег Дуная. На практике было доказано, насколько важно предоставление в бою широкой инициативы подчиненным.

Суворов обучал войска быстрому построению различных форм боевого порядка, выделению и использованию резервов, а также действию в колоннах не только при штурме крепостей и при атаке земляных укреплений, но и в полевом бою.

Опыт последующих сражений полностью подтвердил жизненность нового боевого порядка и новых способов обучения. Суворов подробно разъяснял подчиненным, почему нужно учить овладению той или иной формой боевого порядка, тем или иным приемом. Разобрав достоинства и недостатки различных форм боевых порядков, Суворов писал:

«Колонна, та гибче всех построениев, быстра в ее движении, ежели без остановки, то все пробивает». Одновременно Суворов совершенствовал практику ведения одиночного прицельного огня. «Пехотные огни, — говорил Суворов, — открывают победу».

Победа Суворова 9 июня 1774 г. у Козлуджи окончательно сломила сопротивление противника и обеспечила заключение выгодного для России мира. Это поражение оказало на высшее командование турецкой армии такое сильное впечатление, что оно не в состоянии было даже думать о продолжении войны, считая ее для себя окончательно проигранной.

Победа в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. имела для России важнейшее военное и политическое значение. Порта вынуждена была признать независимость Крымского ханства, к России присоединялись устья Дона и Днепра с крепостями Азов и Кинбурн, две крепости в Крыму — Керчь и Еникале. Выход к Черному морю был наконец открыт.

Теперь важно было закрепить достигнутые победы и прежде всего в Крыму. Порта, вынужденная отказаться от Крыма, не теряла надежд восстановить свою власть над полуостровом и ханством. В ноябре 1776 года А. В. Суворов получил назначение в Крым, где вскоре вынужден был на время болезни Прозоровского принять командование войсками.

Так он впервые оказался в условиях, когда потребовалось принимать самостоятельные решения в сложной политической обстановке.

Благодаря хорошо организованному наблюдению за противником не только в Крыму, на Кубани, но и на море, Суворов завладел инициативой и добился изоляции Девлет-Гирея и турецкой агентуры в Крыму от основной массы татарской знати и населения. В ноябре этого же года Военная коллегия назначает Суворова на Кубань.

Письма Суворова в период его военно-боевой деятельности на Кубани показывают Александра Васильевича как полководца-новатора, умеющего каждый раз находить такие средства и формы борьбы, которые обеспечивали русским войскам быструю и решительную победу. Недостаток сил, необходимых для обороны огромной кубано-терской линии, Суворов возмещал тщательно продуманной системой укреплений, сочетанием стационарных гарнизонов, расположенных в укреплениях, с подвижными резервами, всегда готовыми поддержать любой из гарнизонов участка.

В целях установления дружественных отношений с местным мусульманским населением Суворов строго запрещал жестокое обращение с пленными и решительно пресекал грубость но отношению к безоружному населению.

В первой половине мая 1778 г. Суворов возвратился в Крым, оставаясь одновременно командующим войсками, расположенными на Кубани. За время его отсутствия обстановка в Крыму резко изменилась. Появилась опасность высадки турецкого десанта. Всего несколько дней потребовалось Суворову для всестороннего изучения создавшегося положения. Уже 16 мая он отдал приказ по войскам корпуса, в котором коренным образом изменил систему обороны Крымского побережья. В соответствии с этим приказом Крымское побережье было разбито на отдельные участки, а в важнейших пунктах каждого участка были созданы постоянные гарнизоны. Кроме того, в распоряжение начальников участков передавались в качестве резерва подвижные отряды. Количество подвижных отрядов и их численность определялись важностью участка, степенью опасности высадки турецких войск и другими факторами.

Письма, освещающие деятельность Суворова во время командования войсками в Крыму и на Кубани в 1778–1779 и 1782–1784 гг., ярко показывают, как шаг за шагом вырабатывался суворовский стиль управления войсками. В его основе — тщательное и эсестороннее изучение обстановки, учет индивидуальных качеств подчиненных. Находясь в Крыму, Суворов следил за обстановкой на Кубани и твердо держал в своих руках войска корпуса. Вместе с тем он старался не сковывать инициативу подчиненных, особенно тех, которые проявляли способность разбираться в обстановке и самостоятельно принимать правильные решения.

До приезда Суворова на юг в частях наблюдались массовые заболевания солдат, было немало и смертных случаев. Плохое санитарное состояние войск оказывало сильное влияние на их боевую подготовку и моральное состояние. Массовые болезни вызывались главным образом использованием испорченных продуктов, скученным расквартированием войск в сырых, темных и непроветриваемых казармах, непосильной работой под палящим солнцем.

Без промедления Суворов принял меры к улучшению медицинского обслуживания войск. Он приказал подготовить из грамотных солдат ротных лекарей, которые могли бы оказывать заболевшим первую помощь. По указанию Суворова был ликвидирован ряд госпиталей, которые расположены в плохих помещениях и на неудачно выбранных местах.

Суворов организовал ремонт старых крепостей и укреплений, составил проекты для постройки новых. Решая большие стратегические задачи, Суворов не забывал о таких, казалось бы, мелких вопросах, как ремонт полевой артиллерии, материальной части обозов, складских помещений. Большой интерес представляют сообщения Суворова о военных и других мероприятиях турецкого правительства. Особенно подробно Суворов осветил боевую подготовку турецкой армии.

Суворов постоянно напоминал войскам о необходимости самой тщательной и непрерывной разведки, наблюдения, поддержания связи как между подвижными отрядами и начальниками участков, так и между начальниками участков и штабом Суворова. Все это значительно улучшило управление войсками.

[<<] | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [>>]

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System